Связь времён
В исторических городах тесно переплетаются давность и необходимая функциональность. Закон жизни требует непрерывного приспособления старинных зданий к требованиям комфортности, безопасности нахождения в них, что приводит к внесению изменений как в сами здания, так и в прилегающие к ним современные постройки. Отсюда и возникает извечное противоречие между ценностью старины и тенденцией к постоянному обновлению, которое не всегда разрешается в пользу исторических зданий.
Что придает привлекательность городской среде? Есть важнейший показатель – своеобразие и гармоничность застройки. Именно поэтому уголки города, в которых объекты культурного наследия задают тон окружающей застройке, обрастают дополняющими их стилизованными современными зданиями и малыми формами, обладают особой притягательностью и вызывают уважение к мастерству и позиции архитекторов.
Исторический Красноярск прошел в своем развитии те же стадии, что и другие города Приенисейской Сибири, – от военно-оборонительного сооружения – деревянной крепости – острога до регулярного города, отстроенного после крупного пожара 1773 года.
Планировочно-пространственная структура Красноярска определялась расположением узловых точек – площадей и высотных акцентов – колоколен церквей, возвышавшихся над малоэтажной застройкой.
С начала XX века кварталы центральной части города начали застраиваться 4, 5-этажными домами, но общий силуэт исторического центра по-прежнему подчеркивал доминантами самые значимые участки.
После Великой Отечественной войны население городов стало неуклонно расти, и во всех городах Советского союза появилась потребность в жилых площадях. Красноярск, к тому времени окончательно утвердившийся в роли крупного промышленного центра, остро нуждался в новой застройке.
В середине 1950-х началось быстрое наращивание темпов массового строительства на индустриальной основе, сопровождавшееся требованиями решительного отказа от «украшательства» в архитектуре. Ценности и приоритеты предшествующего этапа развития архитектурного стиля были отвергнуты. Поощрялось массовое строительство по типовым проектам из блоков и панелей, признанное наиболее экономичным.
Новые общественные здания, выполненные в крупных формах из стекла, металла, железобетона, придали центрам исторических городов новые акценты, но включение их в историческую ткань города стало безмерно резким и бескомпромиссным. Их модернистские коробки подчеркнуто-солидных габаритов и крупные детали демонстративно «задвинули» на второй план ажурные малоэтажные памятники.
Общественное собрание. Неоампир. 1915 г. Архитектор В.А. Соколовский (ул. Перенсона, 20). Объект культурного наследия.
Жилой особняк Ицына. Стиль Ориенталь. 1910 г. Арх. Л.А. Чернышев (ул. Кирова, 25). Объект культурного наследия.
Дом Кузнецовой с магазином, 1890 г. (пр. Мира, 87). Объект культурного наследия.
Пожарное депо. 1910-1911 гг. Архитектор С.Г. Дриженко (ул. Ленина, 59). Объект культурного наследия.
Стандартная бетонно-стеклянная архитектура, тиражированная в одном стиле во всех городах, через некоторое время стала столь же назойливой однообразной, как и типовые жилые дома, также вклинившиеся в структуру исторического центра.
Резкая критика типовых решений 60-х и 70-х годов побудила Советское руководство искать новые пути в формировании городской среды и внешнего облика советских городов. Особое внимание в условиях широкой гласности было решено уделить сохранению исторической среды городов, и в первую очередь ценнейших памятников истории и культуры.
25 апреля 1975 г. исполкомом горсовета Красноярска и бюро горкома КПСС было принято постановление «О проектировании и создании особо важных градостроительных ансамблей и объектов застройки центральной части города Красноярска».
При Краевом управлении культуры был создан Градостроительный совет, который должен был задать вектор в формировании нового лица города. Все без исключения вопросы планировки и застройки выносились на рассмотрение Градсовета. В его состав входили до 50-60 специалистов. Это были ведущие архитекторы, археологи, краеведы, искусствоведы, историки, журналисты, писатели Красноярска: А.С. Демирханов, В.В. Орехов, В.К. Шадрин, А.И. Чмыхало, Н.И. Дроздов, Г.Ф. Быконя и другие.
В этот период были сформированы крупные городские ансамбли, созданы комплексы застройки знаковых участков города Красноярска – участок Стрелки от Енисея до Качи, реконструкция театра Музыкальной комедии, Театра кукол.
Проектирование велось многостадийно и согласованно. Проводился тщательный допроектный анализ участка застройки. В проектных мастерских создавались рабочие группы, которые на каждой стадии строительства отчитывались перед другими рабочими группами о проделанной работе, выслушивая проектные предложения.
Оформленные проекты как реконструкции, так и нового строительства, выносились на Общественный совет при Управлении культуры, где происходила защита проектов с подробным обоснованием проектных решений. При необходимости предлагали варианты композиционных и цветовых решений строящихся зданий, и реконструируемых на разные периоды времени. Слушания были открытыми, все интересующиеся специалисты могли свободно высказать свое мнение и выслушать других.
В это же время – с 1974 года – в городе началась деятельность по выявлению и паспортизации памятников архитектуры Красноярского края, первым руководителем этого научного направления стала Ю.И. Гринберг.
В 1980-х годах были отреставрированы первые выявленные памятники Красноярска: нынешняя Музыкальная школа – Дом Зельмановича (ул. Сурикова, 19), Аптека и флигель общества врачей (пр. Мира, 75), Городская лечебница (ул. Кирова, 26), Дом просвещения (ул. Кирова, 24), Общественное собрание (ул. Перенсона, 20), Купеческий клуб (пр. Мира, 71) и другие.
Был сохранен, реконструирован и насыщен новыми функциями целостный участок исторической среды на перекрёстке улиц Горького и Маркса – усадьба Севастьянова (архитекторы С.Г. Дриженко, В.А. Соколовский, ул. Маркса, 118, ул. Горького, 23). Именно тогда уже возникла идея создания исторического квартала за городским парком.
Жилой дом Севастьянова. Архитекторы С.Г. Дриженко, В.А. Соколовский (ул. Маркса, 118). Объект культурного наследия.
Дом Цукермана (ул. Ленина, 68) стал новым выставочным и социальным пространством и организовал исторический участок перекрестка совместно с восстановленным Зданием мужской гимназии (ул. Ленина, 70).
Дом Цукермана, 1894 г. Архитектор В.А. Соколовский (ул. Ленина, 68). Объект культурного наследия.
Но с началом 1990-х градостроительная деятельность стала рассогласованной и хаотичной. Появились новые материалы и технологии, заказчики в желании «осовременить» Красноярск, а точнее извлечь максимальную выгоду, начали заказывать проекты зданий, характерных для современных мегаполисов, не считаясь с существующим масштабом застройки исторического центра Красноярска.
Понятие о современной архитектуре свелось к применению новых материалов и упрощению форм, не задаваясь целью создания гармоничной развертки даже центральных кварталов.
Торговый комплекс «Авеню», пристроенный к объекту культурного наследия Лесотехнический институт, 1930 г. (пр. Мира, 82).
Торговый комплекс «Проспект», пристроенный к объекту культурного наследия Красноярская женская гимназия, 1883 г. (пр. Мира, 83).
В незастроенные ранее участки Центра буквально втискивались максимально возможные по площади объемы, не имея целью хоть как-то объединиться с окружающей средой, а порой даже резко противопоставляя себя ей.
Офисное здание, пристроенное к объекту культурного наследия Дом нотариуса Ставровского, 1910 г. (пр. Мира, 66).
Не эстетично и кощунственно выглядят здания, вплотную пристроенные к объектам культурного наследия. Они смотрятся либо заплатой во фронте застройки, либо вызывают отторжение своей попыткой композиционно задавить находящийся рядом памятник.
Торгово-офисный комплекс «Айсберг» и объект культурного наследия Дом Зельмановича, архитектор В.А. Соколовский 1910-1911 гг. (ул. Сурикова, 19).
Здание Райффайзен банка между объектами культурного наследия Дом Телегина, 1910-1911 гг., архитектор Л.А. Чернышев (пр. Мира, 76) и Дом Петрова, конец ХIХ в. (пр. Мира, 75).
Разрыв с предшествующим архитектурным стилем в историческом центре Красноярска носит слишком резкий характер. Смена стилей и подходов к застройке городов неизбежна и в перспективе, но необходим более обдуманный подход.
Попытки не противопоставить здание окружающей среде, а связаться с ней, создать участок средовой гармоничной и соразмерной застройки, в Красноярске единичны. Ярким примером такого внимательного и уважительного отношения к памятникам истории может служить небольшой участок городского квартала, сложившийся возле Дома архитектора Л.А. Чернышёва (1911-1913 гг., ул. Марковского, 21), дополненный жилым домом архитектора С.В. Бальцера (ул. Марковского, 19).
Жилой дом усадьбы архитектора Л.А. Чернышева, 1911-1913 гг. (ул. Марковского, 21). Объект культурного наследия.
Дом Чернышева изначально выделялся среди соседних построек своим готическим силуэтом, египетскими мотивами отделки фасада, и архитектор смог уловить и поддержать его тектонику.
Автор вспоминает: «Фасад дома был решен буквально за несколько дней. Бывает, что работаешь долго, а здесь сам по себе дом Чернышева так хорош, что с ним было исключительно легко работать, к нему сразу же пристроился этот дом».
Чертёж жилого дома по ул. Марковского, 21 из личного архива С.В. Бальцера.
Начало новой застройке квартала положил городской конкурс на застройку 65-го квартала. Группа молодых архитекторов из «Гражданпроекта», в которую входил С.В. Бальцер, выполнила проект, который одержал победу. Суть идеи заключалась в бережном отношении к сложившейся среде — по периметру исторического квартала сохранились ценные здания-памятники, к ним было предложено спускаться соизмеримыми, сомасштабными формами, стилизуя и подыгрывая исторической застройке, а внутри разместить более высотные 5-7 этажные. Тогда уже в качестве руководителя частной конторы Бальцера стали привлекать для реализации замыслов застройщиков в этом квартале.
Эскиз из личного архива С.В. Бальцера.
Чертёж жилого дома по ул. Марковского, 19 из личного архива С.В. Бальцера.
Проект жилого дома по ул. Марковского, 19 был создан Проектным бюро архитектора Бальцера в 1993 году и реализован за 6 лет. Первоначально заказчик хотел разместить в здании только офисные помещения, но впоследствии поменял свое решение, и дом обрел жилую функцию.
Здание состоит из трех блок-секций, расположенных параллельно фасаду Дома Чернышева, ритмом островерхих эркеров подчеркивая многоплановость, остроту и своеобразие объёмно-пространственной композиции памятника, создавая ощущение ансамбля. Формы восточного ризалита дома Чернышева, обрамленного рустованными лопатками, перекликаются с рядом более мелких ризалитов жилого дома. В расстекловке и деталях нового здания также явно просматриваются черты модерна.
Ценители архитектуры единодушно сошлись во мнении, что это один из немногих примеров в Красноярске, когда современное здание не портит общий вид памятника истории, а удачно гармонирует с ним.
Сергей Викторович Бальцер уверен, что это была большая удача, потому что заказчику хватило понимания и внутренней культуры довериться архитектору и понять его. Ведь в современных условиях против воли заказчика сделать ничего нельзя.
После строительства жилого дома автор пытался найти решение для участка с западной стороны Дома Чернышева с целью скрыть примыкающие к памятнику малоценные гаражи. Но попытки не увенчались успехом, так как ни один заказчик не рискнул начинать это хлопотное дело.
Проектное предложение архитектора С.В. Бальцера: здание с западной стороны от Дома Чернышева.
При этом и сам Дом Чернышева, и выполненный рядом жилой дом, имея оригинальное архитектурное оформление, выполняют вполне современные функции, насыщены оборудованием, определяющим жизненный комфорт применительно к современным потребностям и стремлениям.
В данном случае реновация и стилизация позволили сохранить, обновить и укрепить наследие, имеющее историческое и культурное значение, сформировать гармоничный участок квартала, упорядочить градостроительную ткань.
Разработка целостной фасадной развертки улиц или отдельных кварталов, подвластных общим законам архитектурной композиции, в настоящее время была бы на пользу при проектировании новых зданий в исторической среде Красноярска. Вечные категории – ритм, модуль, пропорции – должны помогать архитекторам согласовать свои произведения со сложившейся средой.
Но архитектурные форумы Красноярска сходятся в одном: то, что задумывает архитектор порой очень искажается в интересах заказчика.
Один из крупнейших современных архитекторов Красноярска, председатель правления Красноярской региональной организации Союз архитекторов России Е.А. Зыков на сайте Союза выразил тенденцию времени: «Не вина архитектора в том, что нет внятно обозначенных градостроительных регламентов. Пока будет продолжаться непонятка с градостроительными законами, по которым то вообще нельзя ничего построить, то вдруг все можно — до той поры заказчик будет либо выкручивать руки конкретному архитектору, чтобы получить с участка максимальный выхлоп квадратных метров при минимуме вложений, то будет бегать от архитектора к архитектору в поисках самого покладистого, либо беспринципного, либо самого голодного.»
С.В. Бальцер комментирует: «Не хватает очень жёстких и однозначных законов. То, что у нас любое правило можно по-разному трактовать, очень усложняет проектную деятельность. Некогда определяющая роль градостроительных советов сведена к минимуму. Каждый заказчик знает, что мнение Градсовета носит не юридический, а рекомендательный характер и не обязательно для исполнения.»
Не каждому застройщику интересно соразмерять пластику и габариты здания с исторической средой, подчинять объект сложившемуся градостроительному решению.
Со стремлением к увеличению площади за счет увеличения высотности в историческом центре Красноярска ушло понятие о градостроительных акцентах – безликие высотки все еще вклиниваются в исторические кварталы.
Участок ул. Вейнбаума между ул. Ленина и ул. Марковского.
Нагромождения современных зданий, конкурирующих в высоте друг с другом, искажают веками сложившиеся силуэты и визуальные связи.
Вид на участок ул. Сурикова между ул. Ленина и пр. Мира Свято-Покровский кафедральный собор, 1785-1795 гг. (ул. Сурикова, 26). Объект культурного наследия.
Перспектива ул. Ленина в сторону Стрелки. Благовещенская церковь, 1805 г. (ул. 9 Января, 30). Объект культурного наследия.
Естественно то, что архитектурные стили меняются. Каждый стиль отражает неповторимое сочетание социальных условий, уровня развития техники и эстетических идеалов своей эпохи. Бессмысленно противопоставлять их или пытаться определить, какой из них ценнее в современном облике городов. Все они составляют драгоценную сокровищницу культуры, каменную летопись истории человечества. Но очень важно вовремя понять, что все ценное, что донесли до нас поколения наших предков, требует отношения как минимум уважительного.
Не всегда таланта современного архитектора хватает, чтобы усовершенствовать творение мастеров, однако некоторые с лёгкостью берут на себя ответственность вносить поправки. Печальный пример: объект, который мог бы войти в реестр объектов культурного наследия – здание кинотеатра Художественный 1912 года постройки по проекту архитектора С.Г. Дриженко (Перенсона, 29) практически уничтожено художественным решением наших современников.
Здание кинотеатра Художественный, 1912 г. Архитектор С.Г. Дриженко (ул. Перенсона, 29).Слева таким было. Справа таким стало.
В то же время, когда закончена реконструкция музея-усадьбы Г.В. Юдина (ул. Мелькомбинатская, 2/1), ставшего излюбленным местом встречи молодежи «Юдинка», в то время как наконец-то начала реализовываться идея создания давно задуманной пешеходной зоны в историческом квартале ул. Горького от ул. Маркса до ул. Бограда, в это же самое время идёт варварское уничтожение усадеб казачьего квартала на ул. Перенсона. 200-летние здания, в которых жили семьи потомков казаков-строителей Красноярского острога, которые помнят нашего великого земляка Василия Сурикова, осознанно доводили до запустения, а теперь добивают экскаваторами. Квартал, в котором половина фронта застройки – отреставрированные малоэтажные дома, яркие образцы деревянного зодчества XIX века, в угоду бизнес-проекту владельца, сметают с лица земли. На наших глазах рушится наша история, наше наследие уходит в небытие, и имеется ли на это право? Юридически – возможно, но морально? Квартал, который связан с именами Святителя Луки Войно-Ясенецкого, писателя Алексея Тимофеевича Черкасова, братьев Абалаковых. Обиднее всего в этой ситуации, что пока дома квартала живы, большая часть из них даже отреставрирована, масса идей – о создании центра казачьей культуры, пешеходной зоне, устройстве мастерских Суриковской детской художественной школы, находящейся в соседнем здании, о сквере внутри квартала – все ещё могут быть реализованы. Ведь каждый из нас проникается очарованием исторических мест, – каждый, приезжая в Афины, Париж, Стамбул или Варшаву не стремится в новомодный торговый центр, а взахлёб окунается именно в историческую часть города – купить сувениры в крошечных лавках, пообедать в уютном маленьком ресторанчике, почувствовать цвет и запах города можно только так. Идея привлечения туристов в наш край озвучивается с завидной регулярностью, так что же должно их привлечь? 16-этажные жилые дома или врезавшиеся между старинными особняками офисные точки?
Угол «казачьего квартала» — перекрёсток улиц Ленина и Перенсона, на первом плане: Дом Базилевича, начало XX в. (ул. Ленина, 88); Дом Вольфганга, начало XX в. (ул. Ленина, 86); Дом Андреева, начало XX века (ул. Ленина, 84), на углу – Здание уездного училища, в котором учился В.И. Суриков (ул. Ленина, 79). Объекты культурного наследия.
Проектное предложение застройки этого исторического квартала.
В желании показать Красноярск с лучшей своей стороны руководством города и края предпринимаются многочисленные решения по созданию более комфортной среды в историческом центре. Но вопрос о гармоничности среды объединенной общей индивидуальной стилистикой, минимальным количеством диссонирующих узлов застройки, не решен до сих пор. Все крупные европейские города, рассчитывающие на наплыв туристов, многие десятилетия строго соблюдают единожды принятые каноны застройки, подчеркивающие индивидуальные особенности исторического поселения. В Красноярске же противопоставление современной застройки исторической напротив усиливается год от года. И это несмотря на то, что исторический центр занимает незначительную площадь в масштабах города и площадок для современного строительства вполне достаточно.
Необходимо срочно усилить нормативную базу для того, чтобы образ нашего города формировался не только желаниями собственников земельных участков, но и в первую очередь мнением высококвалифицированных специалистов.
Как заметил А.С. Пушкин, «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Уничтожение архитектурных памятников и ценных исторических пластов городской среды – не только дикость, но и непоправимое покушение на красоту города. Архитектурное наследие – это украшение, индивидуальность нашего города. Сохранение культурного наследия, уголков исторической среды нашего города важнейшее условие воспитания любви к своей малой Родине, формирования национальной идентичности наших граждан.
Графические изображения:
1. Общественное собрание. Неоампир. 1915 г. Архитектор В. А. Соколовский (ул. Перенсона, 20). Фото Можайцевой Н. В., 14.02.2018 г.
2. Жилой особняк Ицына. Стиль Ориенталь. 1910 г. Арх. Л. А. Чернышев (ул. Кирова, 25). Фото Можайцевой Н. В., 14.02.2018 г.
3. Дом Кузнецовой с магазином, 1890 г. (пр. Мира, 87). Фото Можайцевой Н. В., 14.02.2018 г.
4. Пожарное депо. 1910-1911 гг. Архитектор С. Г. Дриженко (ул. Ленина, 59). Фото Можайцевой Н. В., 14.02.2018 г.
5. Жилой дом Севастьянова. Архитекторы С. Г. Дриженко, В. А. Соколовский (ул. Маркса, 118). Фото сайта Службы по государственной охране объектов культурного наследия. 2015 г.
6. Дом Цукермана, 1894 г. Архитектор В. А. Соколовский (ул. Ленина, 68). Фото портала Краскомпас: https://www.kraskompas.ru/foto/fotogalerei/item/251-arkhitektura-krasnoyarska.html
7. Торговый комплекс «Авеню», пристроенный к объекту культурного наследия Лесотехнический институт, 1930 г. (пр. Мира, 82). Фото Можайцевой Н. В., 14.02.2018 г.
8. Торговый комплекс «Проспект», пристроенный к объекту культурного наследия Красноярская женская гимназия, 1883 г. (пр. Мира, 83). Фото Можайцевой Н. В., 14.02.2018 г.
9. Офисное здание, пристроенное к объекту культурного наследия Дом нотариуса Ставровского, 1910 г. (пр. Мира, 66). Фото Можайцевой Н. В., 14.02.2018 г.
10. Торгово-офисный комплекс «Айсберг» и объект культурного наследия Дом Зельмановича, архитектор В. А. Соколовский 1910-1911 гг. (ул. Сурикова, 19). Фото Можайцевой Н. В., 14.02.2018 г.
11. Здание Райффайзен банка между объектами культурного наследия Дом Телегина, 1910-1911 гг., архитектор Л. А. Чернышев (пр. Мира, 76) и Дом Петрова, конец ХIХ в. (пр. Мира, 75). Фото Можайцевой Н. В., 14.02.2018 г.
12. Жилой дом усадьбы архитектора Л. А. Чернышева, 1911-1913 гг. (ул. Марковского, 21). Фото Можайцевой Н. В., 08.10.2018 г.
13. Чертёж жилого дома по ул. Марковского, 21 из личного архива С. В. Бальцера.
14. Эскиз из личного архива С. В. Бальцера.
15. Чертёж жилого дома по ул. Марковского, 21 из личного архива С. В. Бальцера.
16. Проектное предложение архитектора С. В. Бальцера: здание с западной стороны от Дома Чернышева.
17. Участок ул. Вейнбаума между ул. Ленина и ул. Марковского. Фото Можайцевой Н. В., 08.10.2018 г.
18. Вид на участок ул. Сурикова между ул. Ленина и пр. Мира. Свято-Покровский кафедральный собор, 1785-1795 гг. (ул. Сурикова, 26). Фото Можайцевой Н. В., 08.10.2018 г.
19. Перспектива ул. Ленина в сторону Стрелки. Благовещенская церковь, 1805 г. (ул. 9 Января, 30). Фото Можайцевой Н. В., 08.10.2018 г.
20. Здание кинотеатра Художественный, 1912 г. Архитектор С. Г. Дриженко (ул. Перенсона, 29).
21. Угол «казачьего квартала» — перекрёсток улиц Ленина и Перенсона, на первом плане: Дом Базилевича, начало XX в. (ул. Ленина, 88); Дом Вольфганга, начало XX в. (ул. Ленина, 86); Дом Андреева, начало XX века (ул. Ленина, 84), на углу – Здание уездного училища, в котором учился В. И. Суриков (ул. Ленина, 79). Фото Можайцевой Н. В., 08.10.2018 г.
22. Проектное предложение застройки этого исторического квартала.
Библиографический список:
1. Иконников А. В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. – М.: «Советский художник», 1985.
2. Перцик Е. Н. География городов (геоурбанистика). – М.: «Высшая школа», 1991.
3. Маслов А. В. Новая архитектура в исторической среде. – М.: «Стройиздат», 1990.
4. Пруцын О. И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда: совместное издание СССР-ПНР. – М.: «Стройиздат», 1990.
5. Панкратова А. А., Соловьев А. К. Проблемы сохранения и использования исторической застройки в современной архитектуре города. Архитектура и градостроительство. Реконструкция и реставрация. VESTNIK MGSU.
6. Ильяненко Ю. А., Пантелеева О. А., Сидоренко С. И. Современная архитектура в исторической застройке. СФУ. Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: естественные и технические науки» № 1 2017 г. Интернет-ресурс: http://www.apriori-journal.ru/seria2/1-2017/Iliyanenko-Panteleeva-Sidorenko.pdf
7. Dела.ru. Усс: нельзя уродовать многоэтажками место старинной усадьбы. Интернет-ресурс: http://www.dela.ru/lenta/220759/
6. 5 ошибок архитектуры модернизма. Интернет-ресурс: https://arzamas.academy/mag/354-modernism
9. Не стройте дома, стройте пространства»: архитектор и урбанист из США Дхирендра Тадани рассказал, что не так в уральской столице. Интерент-ресурс: https://m.e1.ru/news/477364
10. Распоряжение администрации города Красноярска об утверждении положения о градостроительном совете администрации города Красноярска. Интернет-ресурс: http://docs.cntd.ru/document/432912641
Н.В. Можайцева
Т.Н. Волоткевич
Свежие комментарии