Коммунальный мост, 1961 г.
Значение: объект культурного наследия регионального значения.
Местоположение: г. Красноярск, Центральный район (уточненный адрес: г. Красноярск, ул. Вейнбаума – остров Отдыха – ул. Матросова).
Дата постройки: 1956 – сентябрь 1961 г.
Поставлен на государственную охрану Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 № 345.
Тип объекта: памятник градостроительства и архитектуры.
Собственность публично-правовых образований.
Рис. 1. Фрагмент моста между островом Отдыха и правобережной частью.
Преобладающее большинство населенных пунктов России находятся на берегах водоемов.
Красноярск был образован в 1628 г. на берегу одной из самых длинных и полноводных рек мира – Енисее, в месте впадения в него реки Качи.
Долгие годы город развивался, осваивая левобережные территории.
Рис. 2. Проектный план Красноярска 1852-1855 гг., конфирмованный 11 августа 1855 г.
На проектном плане Красноярска 1855 года, схематическое изображение которого представлено выше, просматривается перспектива развития города в западном направлении, охватывая территорию междуречья, с небольшими площадками освоения левого берега Качи. Енисей же в те времена оставался труднопреодолимой преградой.
Рис. 3. Переправа локомотива через Енисей.
Соединение двух берегов было обусловлено не столько необходимостью развития города, как необходимостью соединения Западной и Восточной Сибири для развития инфраструктуры всей страны. Движение по Транссибирской магистрали до строительства моста вызывало огромные сложности в связи с преодолением реки. К пристани была проложена железнодорожная ветка и паровозы переправлялись через Енисей на паромах, зимой же по временной ветке, построенной прямо по льду реки.
Первый мост через Енисей в Красноярске был построен в 1899 году. Это был железнодорожный мост, построенный по проекту профессора Московского технического училища Лавра Проскурякова. Строительными работами руководил инженер-техник Евгений Кнорре, выпускник Берлинской технической школы и Цюрихского политехнического техникума, уже имевший опыт возведения крупных мостов через Волгу и Днепр. Железнодорожный мост получил международное признание, удостоившись Гран-при и золотой медали «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» на Парижской выставке в 1900 году.
Рис. 4. План Губернского города Красноярска, составленный в 1906 году.
На плане Красноярска 1906 года изображена плашкоутная переправа через остров Конный (ныне остров Отдыха).
Автомобильное сообщение между берегами осуществлялось при помощи плашкоута. Сам плашкоут представлял собой платформу на двух больших плоскодонных лодках с килем, привязанную к концу каната. Другой конец того же каната тянулся вверх по течению реки и заканчивался якорем, опущенным на дно в середине русла. Плашкоут перемещался силой течения реки, как маятник, по дуге от одного берега к другому, управляемый рулем. Несмотря на возрастающую необходимость возведения постоянного автомобильно-пешеходного моста через Енисей, на тот момент у страны не было ни сил, ни финансов для подобных грандиозных построек.
Рис. 5. Плашкоутное звено в стадии его строительства. Фото 1942 г.
Рис. 6. Чугунный якорь плашкоутного звена. Фото 1942 г.
В конце 1930-х — начале 1940-х годов начал разрабатываться вопрос о строительстве в Красноярске коммунального моста через р. Енисей в створе улицы Вейнбаума или улицы Сурикова. Был разработан проект моста. В начале 1941 года начались изыскательские работы – бурения на трассе моста, которые были закончены 25 апреля 1941 года. По результатам изысканий были утверждены предварительные границы отвода для строительства моста.
Рис. 7. Общий вид плашкоутного моста. Фото 1942 г.
Проектное задание на строительство городского моста через р. Енисей в Красноярске было утверждено Министерством коммунального хозяйства РСФСР 25 июля 1945 года со следующими основными положениями:
1. Трасса мостового перехода принята по варианту № 1 с выходом на левом берегу на ул. Вейнбаума.
2. Расчетные подвижные нагрузки установлены: для трамвая по схеме Т-13 и для автомобильного транспорта по схеме Н-13 с проверкой на пропуск гусеничной нагрузки по схеме 60/5.
3. Ширина моста принята в свету между перилами 24.10 м, исходя из пропуска двухпутного трамвайного движения, двух полос автогужевого движения в каждом направлении и пешеходов по двум тротуарам, шириною каждого в 2.25 м.
4. Мост через главное русло принят пятипролетный с пролетами по 156 м, перекрытыми железобетонными сводами.
5. Мост через Абаканскую протоку принят с семью пролетами, с железобетонными пролетными строениями консольно-балочной системы.
6. Основание русловых опор принято на кессонах.
В 1947 году по утвержденному проектному заданию был составлен технический проект.
Строительство моста откладывалось, так как свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Тем не менее, эвакуированные заводы, размещенные по ряду причин в основном на правом берегу Енисея, требовали незамедлительного строительства постоянного моста. В виду этого было принято решение о строительстве понтонного моста. Таким образом, понтонные мосты просуществовали до конца 1950-х годов.
В 1954 году в соответствии с государственным планом развития народного хозяйства проектное задание и технический проект на строительство городского моста через р. Енисей в Красноярске пересмотрены Гипрокоммундортрансом Министерства коммунального хозяйства РСФСР с учетом последних достижений мостостроительной техники.
Ниже приведены основные положения из проектного задания.
Рис. 8. Основные положения из проектного задания. 1954 г.
Возведение же постоянного моста в Красноярске началось только в 1956 году. Строительство велось рабочим коллективом Мостостроя №2 (ныне Мостоотряд №7), переехавшим в Красноярск после строительства коммунального моста через р. Обь в г. Новосибирске.
На правом берегу Енисея, в районе современной Предмостной площади был устроен рабочий поселок Мостостроя №2 для строителей Коммунального моста.
Рис. 9. Рабочий поселок Мостостроя №2 в районе Предмостной площади.
В 1956 году были начаты русловые работы. Кессонным методом производили бетонирование основания под крепление «быков» для моста. Основная часть работ производилась вручную с использованием лопаты, лома и кувалды. Рабочих рук катастрофически не хватало и были мобилизованы студенты, служащие и рабочие. Бетонирование полуарок производилось бригадами женщин-бетонщиц, которые тщательно и аккуратно заливали конструкции из плотной сетки арматуры.
Роберт Рождественский приезжал специально посмотреть на такую грандиозную стройку. В восхищении от работы бетонщиц он написал поэму о хозяйке большого моста.
Для перевозки множества грузов не хватало советских автомобилей и краевое руководство посодействовало в приобретении чешских грузовиков «TATRA». Этими самосвалами возили песок из Уяра. Позднее эти же грузовики использовались для испытания моста на прочность.
При строительстве первого Красноярского городского автодорожного моста была применена уникальная технология монтажа железобетонных полуарок пролетом 156 метров, весом более 1,5 тыс. тонн и замыкание сводов на плаву в пролете с помощью плавсистем — плавучих опор и их буксировки с помощью теплоходов к месту монтажа. Теплоход «Красноярский рабочий», участвовавший в этих работах по сей день причален недалеко от моста возле острова Отдыха.
Рис. 10. Строительство опор Коммунального моста.
Рис. 11. Железобетонные полуарки Коммунального моста.
Рис. 12. Монтаж железобетонных полуарок.
За внедрение этой прогрессивной технологии начальник мостоотряда Н.А. Богдзель, главный инженер И.П. Калинников, начальник участка А.И. Бахтин вместе с авторами проекта Егоровым и Ивановой были удостоены Ленинской премии.
Рис. 13. Строительство Коммунального моста. Фото 1960 г.
Как только было соединено последнее звено, по мосту было разрешено пешеходное движение.
Рис. 14. Строительство Коммунального моста.
Завершилось же строительство моста через Енисей в октябре 1961 года.
После проведенных испытаний, 17 октября 1961 года, в день открытия XXII съезда КПСС, состоялось торжественное открытие движения по новому Коммунальному мосту. Проведен митинг трудящихся города Красноярска. После митинга через мост были запущены трамваи.
Официальной же датой открытия моста считается 15 ноября 1961 г. Именно в этот день был подписан акт о приемке сооружения в эксплуатацию.
Рис. 15. Испытание Коммунального моста. Фото 1961 г.
Рис. 16. Митинг трудящихся города Красноярска.
Рис. 17. Движение по Коммунальному мосту. Фото 1961 г.
Максимальная расчетная пропускная способность Коммунального моста на момент постройки в 1961 году составляла 2880 единиц автомобилей в час. В связи с бурным развитием промышленности и ростом населения уже в 1968 году реальная пропускная способность составила уже 2900 единиц автомобилей в час, т.е. была полностью исчерпана, что подтверждалась технико-экономическими обоснованиями, составленными институтом «Гидрокоммундортранс».
В связи с этим встал вопрос о строительстве второго автомобильного моста через Енисей. Предполагалось, что со строительством нового моста сократится общий годовой пробег только одних автобусов на 12960 тыс. км, что даст прибыль в сумме около 2,43 млн рублей в год.
Рис. 18. Проект моста.
Коммунальный мост соединил не только два берега, но и две эпохи в архитектуре. Проектировался мост в стиле Сталинского ампира, в эпоху советского классицизма, а строительство было завершено, когда по велению партии и правительства повсеместно избавлялись от «архитектурных излишеств». Но, тем не менее, в очертании пролетных строений и ограждении сохранился стиль, рисунок, оставшийся от эпохи классической архитектуры.
Рис. 19. Вид моста с левобережной набережной. Фото 1961 г.
Рис. 20. Вид моста с острова Татышев. Фото 2019 г.
На момент постройки Коммунальный мост являлся самым длинным автомобильным мостом в Азии.
Рис. 21. Вид моста с территории «Стрелки».
Мост через Енисей относится к числу уникальных в практике советского и зарубежного мостостроения. Так, он внесён в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» за уникальность технологии монтажа железобетонных полуарок весом 1560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролёте.
Рис. 22. Вид моста и набережной левого берега. Фото 2018 г.
Рис. 23. Панорамный вид с моста на левый берег. Фото 2018 г.
После более чем тридцати лет эксплуатации проходящая по центру моста трамвайная линия была демонтирована. В настоящее время по мосту проходит шесть полос движения.
Рис. 24. Вид моста с правобережной набережной. Фото 2018 г.
На сегодняшний день в пределах города Красноярска 4 автомобильных моста, но Коммунальный является самым популярным, так как соединяет берега в самом центре деловой и общественной жизни города.
Рис. 25. Вид моста с левобережной набережной. Фото 2019 г.
В настоящее время мост ограничен площадями: Предмостной — на правом берегу Енисея и Театральной (до 2005 года — «350-летия Красноярска») — на левом берегу.
Кадры с Коммунальным мостом есть в советском художественном фильме «Алый камень» (Киностудия им. Горького, 1986 год).
Еще один интересный факт – это изображение красноярского Коммунального моста на лицевой стороне десятирублевой банкноты. Наряду с часовней Параскевы Пятницы мост считается символом нашего города.
Рис. 26. Изображение Коммунального моста на банкноте.
Рис. 27. Панорамный вид моста в силуэте города. Фото 2019 г.
Легкая арочная конструкция, волной летящая над Енисеем, прочно вошла в привычный, узнаваемый градостроительный силуэт города.
Рис. 28. Ночная подсветка моста. Фото 2019 г.
В августе 2018 года Коммунальный мост приобрёл архитектурную подсветку; работы по её установке были проведены при поддержке ПАО «ГМК «Норильский никель».
Апрель 2019 г.
Автор статьи – начальник отдела по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия Шильдина О.Ю.
Используемая литература и источники:
- Фотофонды КГКУ «Государственный архив Красноярского края»;
- Архив службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края;
- Мосты Красноярска. Красноярские архивы. Ведущий архивист КГКУ «ГАКК» Е.В. Царев [Электронный ресурс]. http://красноярские-архивы.рф/gosudarstvennyi-arkh/deyatelnost;
- Справочная система [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org;
- Документальный фильм к юбилею Коммунального моста Красноярска «Мост», автор Дмитрий Бызов, 1011 г.
Перечень используемых материалов:
- Паспорт Министерства культуры СССР объекта культурного наследия «Коммунальный мост через р. Енисей», 1956 – сентябрь 1961 г., Красноярский кр., г. Красноярск, выход на левобережье – ул. Вейнбаума, на правобережье – ул. Матросова от 28.07.1991 г.
- Определение границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Коммунальный мост, 1961 г.», г. Красноярск, Центральный район. Проект выполнен по заказу министерства культуры Красноярского края в 2011 г.
Перечень иллюстраций:
- Фрагмент моста между островом Отдыха и правобережной частью. Фото Поповой Т.С. 2018 г.;
- Проектный план Красноярска 1852-1855 гг., конфирмованный
11 августа 1855 г.; - Переправа локомотива с левого берега Енисея на правый;
- План Губернского города Красноярска, составленный и дополненный в 1906 году. (Книжное издание Комарова);
- Плашкоутное звено в стадии его строительства. Фото 1942 г.;
- Чугунный якорь плашкоутного звена. Фото 1942 г.;
- Общий вид плашкоутного моста. Фото 1942 г.;
- Основные положения из проектного задания на строительство моста. 1954 г.;
- Рабочий поселок Мостостроя № 2 в районе Предмостной площади;
- Строительство опор Коммунального моста;
- Железобетонные полуарки Коммунального моста;
- Монтаж железобетонных полуарок;
- Строительство Коммунального моста. Фото 1960 г.;
- Строительство Коммунального моста;
- Испытание Коммунального моста. Фото 1961 г.;
- Митинг трудящихся города Красноярска в честь открытия моста 17 октября 1961 года;
- Движение по Коммунальному мосту. Фото 1961 г.;
- Проект моста.
- Вид моста с левобережной набережной. Фото 1961 г.;
- Вид моста с острова Татышев. Фото Шильдиной О.Ю. 2019 г.;
- Вид моста с территории «Стрелки». Фото Бекасова М.М. 2018 г.;
- Вид моста и набережной левого берега. Фото Поповой Т.С. 2018 г.;
- Панорамный вид с моста на левый берег. Фото Поповой Т.С. 2018 г.;
- Вид моста с правобережной набережной. Фото Поповой Т.С. 2018 г.;
- Вид моста с левобережной набережной. Фото Шильдиной О.Ю. 2019 г.;
- Изображение Коммунального моста на десятирублевой банкноте;
- Панорамный вид моста в силуэте города. Фото Шильдиной О.Ю. 2019г.;
- Ночная подсветка моста. Фото Шильдиной О.Ю. 2019 г.
Свежие комментарии