Объект культурного наследия «Аэровокзал», 1954 г.
Архивное фото
Вид объекта | Памятник градостроительства и архитектуры |
Категория историко-культурного значения объекта | Объект культурного наследия регионального значения |
Реестровый номер | 242011334770005 |
Местонахождение | Красноярский край, г. Красноярск, Аэровокзальная, 17 |
Границы территории | Утверждены приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 15.12.2020 № 767 |
Предмет охраны | Утвержден приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 15.12.2020 № 767. Состав предмета охраны содержит в том числе: градостроительные характеристики, архитектурные и конструктивные характеристики на 1954 г., авторство, архитектурно-художественное значение, историческое (мемориальное) значение. |
Исторические сведения | Красноярский аэропорт Северный по разным данным появился в 1942-1943 гг. и играл важную роль в перегоне американских бомбардировщиков и истребителей с Аляски по северному пути на фронт. Этот аэродром находился на территории современных улиц Взлетной – Молокова. Первая часть бетонного покрытия взлетно-посадочной полосы была уложена японскими военнопленными, которые трудились также на застройке правобережной части города, а особенно, так называемым «Каменным кварталом». Красноярский аэропорт имел две бетонные взлетно-посадочные полосы – 1000 и на 800 метров, четыре ангара, служебные помещения, технический склад, гараж, водомаслогрейку. Самолеты обслуживал специальный батальон аэродромного обслуживания. В аэропорту базировалась Харьковская военная школа, эвакуированная в начале войны. В авиамастерских этой школы в Покровке (ул. Желябова, 6) ремонтировали пригнанные самолеты, готовили их к отправке на фронт, красили. С истребителей снимали крылья и грузили на ЖД платформы, бомбардировщики летели своим ходом. Кроме того, самолеты ремонтировали и «доводили до ума» в мастерских на острове Молокова, на территории судоремонтного завода и цирка, где располагался первый авиаремонтный завод. В 1954 году в красноярском аэропорту «Северный» был построен аэровокзал, на базе АПП2 была построена основная взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки. В 60-70х годах флот авиаотряда быстро пополнялся техникой: Ил-18, Як-40 и Ту-154. Взлетную полосу удлиняют до возможных 2300 м. Проект здания аэровокзала в Красноярске был разработан в 1950 году «Аэропроектом», застройщиком являлось Красноярское Управление гражданского воздушного флота. Инженером проекта выступил Н. И. Ирмес (явившийся в последствии инженером трех крупнейших Московских аэровокзалов «Внуково-1» (1941 г.), «Домодедово» (1954 г.), аэровокзального комплекса «Шереметьево» (1964 г.). Архитектором проекта был выпускник Высшего художественного технического института, член Союза архитекторов с 1939-года, начальник отдела «Аэропроекта», автор многих зданий аэровокзалов, Давид Львович Канторович (1904-1970 гг.). Он выполнял проекты жилых, общественных и промышленных сооружений в различных регионах СССР, участвовал в разработке генпланов аэропортов, сооружений по воздушным линиям «Москва-Арктика». Проект Красноярского аэровокзала был выполнен Д. Л. Канторовичем и Н. И. Ирмесом на основе типового проекта. Экспертизу проекта производил архитектор «КГУВФ» Шаповалов Ю. И. Эскизный проект был разработан в 1949 году. Аэросъемка 1966 г. Красноярск «Северный», 1966 г. В наложении с современной застройкой Архитектурные и конструктивные характеристики объекта размещены на сайте: https://opendata.mkrf.ru/ |
Историческое (мемориальное) значение | Памятник, связанный с развитием авиации в Красноярском крае. В разные годы аэровокзал принимал многих значимых для истории личностей: Фиделя Кастро, Юрия Алексеевича Гагарина, Вальтера Ульбрихта, Леонида Ильича Брежнева, Константина Устиновича Черненко. Л. И. Брежнев на фоне аэровокзала. |
Современное использование | Торгово-офисный комплекс. Фото 2021 г. |
Зоны охраны | Не установлены |
Свежие комментарии