Дом жилой Е.И. Потехина, 19–нач. 20 в.
Месторасположение: г. Красноярск, ул. Вейнбаума, д. 21.
Объект культурного наследия.
Поставлен на государственную охрану постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2012 № 528-п.
Памятник истории, градостроительства и архитектуры.
Объект не используется в связи с неудовлетворительным состоянием после пожара в ночь с 09 на 10 декабря 2007 г.
Св. Лука и семья Борудкиных-Потылицыных
В 1940 году Васе Борудкину шел 15-й год. Был он заядлый футболист, играл в команде «Локомотив». Как-то во время очередной игры водяная мозоль на пятке лопнула, но парнишка не обратил на это внимания. Только когда боль в ноге стала невыносимой, он пожаловался матери. И начались его мытарства.
Долгое время он лежал в больнице. Лечение не помогало, состояние всё ухудшалось, началось заражение. И тогда мать Васи – детский врач Сусанна Степановна Потылицына, добилась консультации Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Тот приехал, и в Больнице водников на ул. Парижской коммуны, 22 состоялась первая встреча мальчика со своим спасителем.
Из-за невыносимой постоянной боли он плохо помнил, как выглядел доктор, только помнил, как смотрел с надеждой на склонившегося над ним доктора, – «как на Бога», который может принести избавление от страданий.
Мария Анатольевна Мещерякова, санитарка больницы, вспоминала о той операции, которая спасла Василия: «У нас в хирургии лежал больной Вася Потылицын (авт. – Борудкин), сын зубного врача первой поликлиники. Перед операцией Васеньку не усыпляли, потому что он был слабый, у него была гангрена ноги. Я как санитарка ведала бельём. Операция была настолько сложна, что профессору Луке пришлось сменить две больничных нательных рубахи, так тяжело было. Благодаря ему Васенька остался живой».
Рис. 1. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий работает над своими книгами в Красноярске. Весна 1942 г.
Операция принесла Васе облегчение уже на следующий день. Дней через девять Васю выписали домой. Жил он в то время по ул. Вейнбаума, 21. В этом доме Валентин Феликсович и останавливался во все свои последующие приезды в Красноярск из Большой Мурты. А потом, уже живя в Красноярске, часто навещал семью спасённого им мальчика, где ему были всегда рады и всегда ждали.
О владыке Вася вспоминал так: «Ходил он в толстовке черного цвета и в шапке-камилавке. Был выше среднего роста, полный, глаза голубые. Уже в то время плохо видел, носил очки. Запомнились мне его руки, очень красивые, руки настоящего хирурга. Был истинно и глубоко верующим человеком: строго соблюдал посты. Помню — Валентин Феликсович очень любил манную кашу, и ему по утрам ее всегда готовили. Говорил он всегда медленно, обстоятельно, внушал чувство уважения и почтения. После отъезда из Красноярска он писал нашей семье, от него нам пришла книга „Очерки гнойной хирургии“, которая хранится в нашей семье, как и фотографии, подаренные им еще в то время, когда он жил в Красноярске. Комната, где он всегда останавливался в нашем доме, сохранилась без изменений, она окнами выходит на улицу Ленина».
Еще об этом времени Василий Михайлович Борудкин говорил: «…Было трудно с деньгами, отца уже не было в живых, и мама продала половину дома другой семье. Я помню, у нас были большие комнаты, маленькая кухня, печь, в которой бабушка по отцу Ксения Яковлевна пекла куличи. В доме были большие окна, крепкие дощатые полы. В здании хорошо дышалось. Рядом был небольшой садик, там стояла беседка».
Рис. 2. Фото из архивов Службы по государственной охране культурного наследия, 1989 год.
В следующие приезды св. Луки, когда Вася подрос, Васина мама Сусанна Степановна обучалась у Валентина Феликсовича местной анестезии. Принимая его в доме, угощала обедами за большим овальным столом. Большой компанией с Васиными друзьями-студентами и племянницей беседовали о душе и вере.
Валентин Феликсович, уже уехав из Красноярска, не только писал письма семье Боруткиных-Потылицыных, но и всегда интересовался как поживают обитатели этого дома, и просил молодых адресатов прочесть своим знакомым то или иное письмо, просил передать им свой привет и благословение.
Рис. 3. Письмо Святителя Луки В.Н. Зиновьевой от 7 июля 1946 года.
Рис. 4. Письмо Святителя Луки В.Н. Зиновьевой от 10 июня 1951 года.
Загадочная усадьба по Гимназическому переулку
Эта усадьба Васи Борудкина-Потылицына, где гостил св. Лука, имела богатую и странную историю.
Участок в пятой куртине городского плана был разбит на рубеже XVIII –XIX веков, когда город перешел свою очередную восточную границу – нынешнюю улицу Вейнбаума. Как раз на месте этого перекрестка улиц Ленина и Вейнбаума в XVIII веке был шлагбаум, ведущий в город, а улица Ленина была Сибирским трактом, с севера от которого на месте современного стадиона «Локомотив» стоял тюремный острог.
Кому принадлежал участок Потылицыных первоначально, исследователям до настоящего времени выяснить не удалось. Первым известным владельцем усадьбы был торговец Абросимов, о котором пишет в своих мемуарах первый красноярский летописец Иван Федорович Парфентьев (1777-1893). Он вспоминает о нем в связи с разрушительными пожарами в Красноярске, которые трижды (!) начинались именно на этом участке:
«Предание гласит, что пожар начался с того самого места, от котораго назад тому сто лет с лишком истреблён огнём был весь город; а город, как я слыхал от своей матушки, был только до Покровской церкви, а затем поля и леса; на том же самом месте, где началось пожарище с дома Потехина; на том же месте в 1848 году летом сгорели дом и постройки торгующаго Абросимова, подожжённыя злодеем-сыном его, за что, как я слыхал, пострадавший проклял трижды и сына, и несчастное место…»
Когда усадьба была продана Абросимовым семье Потехиных и были ли другие владельцы между ними не известно. Но третий разрушительный пожар 1881 года Парфентьев описывает так: «Началось пожарище с дома Потехина; от неосторожности его — ночью ходил в подвал со свечою, без фонаря, за мясом и там заронили в рогожу, а при сильной буре всё это скоро и воспламенилось, а когда прибежала пожарная команда, не могли достукаться, хозяева спали мёртвым сном; пока ломали ворота, объято всё уже было пламенем…»
За одну ночь сгорело пятнадцать кварталов, улицы, начиная с больничного переулка: Большая, Узенькая, Песочная, часть Больше-Качинской. Выгорели общественные здания, три водяные мельницы, 12 кожевенных заводов, 4 мыловарни, 16 кузниц, 47 каменных домов, 542 деревянных и 967 нежилых строений. А дом, находившийся в эпицентре этого пожара, с которого все собственно началось, остался невредим.
После пожара соседи Потехина долго не могли прийти в себя и старались обезопасить свои участки, устраивая бутовые брандмауэрные стены, остатки их можно увидеть до сих пор.
В фондах Государственного Архива Красноярского края сохранилась жалоба, написанная соседкой Потехина Дарьей Ивановной Цецохо в 1887 году: «Сосед мой с левой стороны при выходе из двора моего, мещанин Евстигней Потехин, на углу Больничного переулка и Благовещенской улицы сделал на дворе новый деревянный дом, с такими же холодными постройками саженях на пяти, по самой моей меже и сток воды с этих строений идет в мой двор, иные собирается он возводить в сплошную к тем своим постройкам на мху двухэтажный флигель, сарай и подвал, оставляя на разрыв от подвала моего не более 3 сажен, это является опасным в пожарном отношении, не только к моим постройкам, а даже самому моему дому, выходящему на улицу… тем более что я испытала вред от пожара начавшегося 17 апреля 1881 года от строений того же Потехина на допущенной им на дворе тесноте их, от чего пострадало тогда, исключая меня, немало жителей города, так что не желала бы я никому и далее видеть подобного случая. Прошу рассмотреть мое заявление как можно быстрее. Жительство имею во 2 квартале, 1 части города на Благовещенской улице в своем доме. Чиновница Цецохо».
Рис. 5. «Гимназический переулок. Конец XIX века.» Фото из фондов КККМ.
Усадьба Потехиных не вошла в панораму, желтым прямоугольником отмечены усадьбы соседей Потехина – мещан Цецохо и купчихи Рязановой на углу Благовещенской ул. и Гимназического пер.
Нужно сделать акцент на том, что исследователи, говоря о пожаре 1881 года, используют фразу: «Пожар начался с дома Потехина», но это не верно – как указывает летопись Парфентьева, пожар начался с подвала на усадьбе Потехина, который по традиции, вероятнее всего, находился не под домом, а отдельно на участке. Именно поэтому дом не пострадал.
По Раскладной ведомости за 1906 год на рассматриваемом участке указаны под № 616 усадьба № 21 по Гимназическому переулку: «Два деревянных дома, баня, амбар с каретником и конюшней и подвал. Владелец – Красноярский мещанин Евгений Иванович Потехин».
В Списках домовладельцев г. Красноярска за 1910 год значатся под № 824 по Гимназическому переулку: «Деревянные: дом, флигель, баня, амбар, завозня, каретник и конюшни, крытые деревом. Владельцы – Красноярский мещанин Евстигней Иванович, Александра Евстигнеевна Потехина».
Александра Евстигнеевна – дочь Евстигнея Ивановича 1884 года рождения – значилась красноярской мещанкой, все ее недвижимое имущество оценивалось в довольно значительную сумму – 4610 рублей.
Очевидно, около 1910 года Евстигней Иванович умер, потому что в «Списке домов, получивших нумерацию согласно обязательному Постановлению Красноярской Городской Думы от 10-13 июля 1910 г.» владельцами рассматриваемого участка по правой стороне Гимназического переулка под № 21 указаны: «Наследники Потехина Евстигнея Ивановича».
В «Списках домовладельцев г. Красноярска» за 1913 год во владении красноярской мещанки Александры Евстигнеевны Потехиной находились дом деревянный крытый деревом, флигель, завозня, конюшня, амбар. Стоимость усадьбы была оценена в 2520 рублей. Так как в то же время в «Списках лиц, имеющих право участвовать в выборах» имущество Александры Евстигнеевны оценено в 4610 рублей, можно предположить, что она владела еще каким-то участком, либо эти данные были ошибочны.
В «Списках домовладельцев г. Красноярска» за 1914-1920 годы в качестве владельца усадьбы вновь указан красноярский мещанин Евстигней Иванов Потехин. Эта информация не соответствует действительности, т. к. уже в 1910 году указаны были владельцами его наследники, но очевидно, что это была та же семья. В состав усадьбы входили деревянные: дом, флигель, баня, амбар, завозня, каретник и конюшни, крытые деревом. Стоимость усадьбы была оценена в 2520 рублей. Флигель усадьбы, предположительно, располагался также по линии застройки Гимназического переулка (в настоящее время улица Вейнбаума), о чем свидетельствует разрыв в линии застройки улицы, большой пустой участок между «Домом Потехина» (ул. Вейнбаума, 21) и соседним к северу «Домом Юшковых» (ул. Вейнбаума, 23).
О существовании флигеля между домом Потехиных и Юшковых также косвенно свидетельствует тот факт, что в 1910 году красноярское Пожарное общество обратилось в городскую думу с прошением о запрещении возводить по Гимназическому переулку деревянные здания. Общество обращало внимание на то, что строительство в городе усилилось, но строились в большинстве крупные деревянные здания. Центр города застраивался с предельными разрывами (4 сажени), что влекло к скученности деревянных построек.
В «Красноярском справочнике» 1914 года в доме Потехиных по Гимназическому переулку указан агент Общества Путиловского завода П. А. Иорданский.
В 1918 году усадьбу купил мещанин Степан Иванович Потылицын – городской голова с 1914 по 1916 гг. Он родился в 1862 году, с 1873 года служил в городском управлении, а в 1894 ему было присвоено звание почетного гражданина Красноярска. Был награжден золотой медалью «За усердие».
Рис. 6. Городской глава Степан Иванович Потылицын. Фото из фондов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю.
Деревянные кружева
Исследователи пришли к выводу, что дом на участке Евстигнея Ивановича Потехина был построен в первой половине XIX века.
Рис. 7. КККМ ОФ 8155/(27041). Дом № 21 на углу улиц Ленина и Вейнбаума в Красноярске. 1981 г.
Одноэтажный дом, прямоугольный в плане, вытянут в глубину участка, имеет уступчатое очертание по северной стороне. Уличный фасад в четыре окна удлинен к северу пристройкой с парадным входом.
Внутренняя планировка первоначальная анфиладная. По структуре здание – шестистенок с большим прирубом с запада.
Крыша вальмовая с металлической кровлей по деревянным стропилам и обрешетке. Фундамент и цоколь бутовые, стены бревенчатые, внутренние перегородки деревянные, перекрытия деревянные – дощатые по деревянным балкам.
Уличный (восточный) фасад обшит тесом, его углы отмечены дощатыми лопатками. Фасады завершены профилированным карнизом большого выноса с широким трехъярусным фризом пропильной резьбы своеобразного крупного рисунка, с сухариками и фестонами под ним (фриз опоясывает весь дом); наличники, обрамляющие большие окна, почти повторяют характер резьбы фриза. Окна сгруппированы попарно.
Парадная дверь обшита «в елку», украшена фигурными филенками; массивный сандрик включает накладку, в узор которой включена буква «П». Справа от дома расположены тесовые ворота с калиткой.
Рис. 8а. Деталь главного восточного фасада. Фото Н.В. Можайцевой 04.06.2018 г.
Рис. 8б. Деталь главного восточного фасада. Фото Н.В. Можайцевой 04.06.2018 г.
Декор интерьера представлен широкими лепными профилированными тягами и потолочными плафонами. В интерьере стены и потолки окрашены известковыми красками.
Рис. 9. Фрагмент интерьера. Фото Н.В. Можайцевой 04.06.2018 г.
Место, ставшее святым
В ночь с 9 на 10 декабря 2007 года неизвестные вновь подожгли дом Потехина. «Я, когда после пожара ходил по дому, отметил в нём несколько источников возгорания, на полу следы легковоспламеняющейся жидкости, обгоревшие шины, оплавленная канистра и резиновые перчатки, — говорит Юрий Васильевич Тихонович, руководитель службы по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края. — Не секрет, что идёт борьба за этот земельный участок. Какой-то богатый инвестор здесь планирует отстроить гостиничный комплекс. Он, может быть, будет интересен в архитектурном плане, но никогда не станет обладать той исторической значимостью, которую имеет данный объект сегодня».
Пожарные едва успели потушить памятник деревянного зодчества. Это был четвертый крупный пожар в истории этой усадьбы. Но дом уцелел. Удалось спасти маленький мир, освещенный пребыванием святого человека.
Все, к чему приближался, прикасался святой Лука, хранит его благословение. Многие красноярцы, которым повезло хотя бы единожды увидеть его, пронесли память об этой встрече через всю свою жизнь.
Профессор Красноярского педагогического университета Анатолий Иванович Чмыхало случайный разговор со святым Лукой запомнил до мельчайших деталей. Будучи курсантом военного училища, по зимней стуже он пришел с сослуживцем на рентген в эвакогоспиталь 1515. «В тот день была сильная метель… Замерзли мы как цуцики.
Когда наконец мы, мальцы, пришли в эвакогоспиталь,… приткнулись в тепле и уюте в коридоре, разомлели и уснули. Я открыл глаза, когда почувствовал какое-то шевеление вокруг. Перед собой увидел двух монахов в высоких клобуках. Один был высоким и крупным, в очках, с бородой (сам Войно-Ясенецкий). Мне он показался эдаким Ильёй Муромцем…
Тот, что с бородой, остановился. Я увидел глаза этого человека. До сих пор помню, сколько в них было доброты…
Его слова, сказанные нам, могу повторить дословно: «Идите, мальчики, воевать за Россию. Да даст вам Господь Бог Победу. Да выстоите вы в этой тяжелой борьбе». Затем поднял руку и медленно перекрестил одну и другую сторону по коридору…
Тогда я не осознал всю цену минутного общения с этим человеком, но потом встреча с ним изменила всю мою жизнь. Через три-четыре месяца мы попали на фронт. Когда попадаешь в такую мясорубку, когда на твоих глазах погибают десятки и сотни людей, переоцениваешь всё. До сих пор мне снятся бои, в которых я сам мог погибнуть не раз. Я был контужен, ранен, у меня начиналась гангрена, врачи собирались оттяпать мне руку. Но рядом со мной словно был пророк, как Бог, Войно-Ясенецкий. Я вспоминал его благословение каждый день. Для него оно, может, ничего не стоило, а меня – я верил – хранило. Войно-Ясенецкий сделал из безбожника верующего человека».
Рис. 10. В.Ф. Войно-Ясенецкий с сёстрами, врачами и исцелёнными им ранеными эвакогоспиталя 15-15. 15 декабря 1943 года.
Не было равных В.Ф. Войно-Ясенецкому в силе духа и любви к людям. Хирург В.Н. Зиновьева, его ученица по красноярскому госпиталю, рассказывала, что Святитель учил своих помощников «человеческой хирургии»: с каждым раненым он вступал в личные отношения, каждого помнил в лицо, знал фамилию, держал в памяти подробности операции и послеоперационного периода. Проявления равнодушия к людям, к своему долгу возмущали его.
Из статьи профессора Е.П. Кохана: «Вряд ли можно назвать хирурга, равного В.Ф. Войно-Ясенецкому во врачебном искусстве… Он одним из первых в России делал операции не только на желчных путях, почках, желудке и кишечнике, но даже на сердце и на мозге. Прекрасно владел техникой глазных операций. Такой диапазон кажется невероятным… Самой яркой проповедью христианства было его служение в качестве врача-хирурга».
После второй сибирской ссылки св. Луки, когда он спас жизнь Васи Борудкина, была третья, в годы Великой Отечественной войны, когда Валентин Феликсович был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя 1515, проводил самые тяжелейшие операции.
Именно в Красноярске, опираясь на полученный здесь опыт, были дописаны Войно-Ясенецким его фундаментальные работы «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях суставов», которые были удостоены Государственной (тогда Сталинской) премии I степени.
Архиепископ Лука был причислен к лику святых 22 ноября 1995 года. 29 мая (11 июня) и 5 (18) марта — день обретения его мощей в 1996 году. В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Святого Луку почитают не только в России и на Украине, но и в Греции, и на Кипре, на святой горе Афон.
В 2017 году дому Потехина, отмеченному благословением святого Луки Войно-Ясенецкого, вновь был присвоен статус объекта культурного наследия.
Можайцева Наталья Вениаминовна
Архитектор отдела по выявлению и изучению объектов культурного наследия Краевого государственного казенного учреждения «Центр по сохранению объектов культурного наследия»
Список используемой литературы:
- Малашин Г. В. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в Красноярском крае / Малашин Г. В. Комиссия по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии Русской Православной Церкви: Музейно-Просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». – Красноярск, Издательский дом «Восточная Сибирь»: КРОО ДНВС «Ладанка» (в печати).
- ГАКК Ф. 113, Оп. 1, Д. 7. Заявления домовладельцев о неправильно возведенных постройках и список домовладельцев Красноярска, на участках которых найдены нарушения строительного устава. 1907 г.
- ГАКК Ф. 161, Оп. 1, Д. 236. Списки домовладельцев г. Красноярска. 1913 г.
- ГАКК Ф. 161, Оп. 1, Д. 293. Списки домовладельцев г. Красноярска. 1914-1920 гг.
- ГАКК Ф. 161, Оп. 1, Д. 655. Списки домовладельцев г. Красноярска. 1910 г.
- ГАКК Ф. 161, Оп. 2, Д. 2834. Оценочно-раскладная ведомость с недвижимых имуществ г. Красноярска. 1906 г.
- ГАКК Ф. 224, Оп. 1, Д. 1. Книга для записи отведенных квартир. 1826 г.
- Список, составленный Красноярской городской Управою, лицам, имеющим на основании ст. 24 городового положения 11 июля 1882 г., право участвовать в городских выборах в г. Красноярске на четырехлетие 1905-1909 годов 20 июня 1905 г. – Красноярск, 1905.
- Список домов в г. Красноярске. – Красноярск: Енисейская Губернская Типография, 1911.
- Список, составленный Красноярской городской Управою, лицам, имеющим на основании ст. 24 городового положения 1898 г., право участвовать в городских выборах гласных Думы в г. Красноярске на четырехлетие 1914-1917 годов. 5 сентября 1913 г. – Красноярск, 1913.
- Воспоминания Парфентьева Ивана Федоровича (1777-1898): Рукопись из фондов Красноярского краеведческого музея / под ред. Комаровой Т. С. – Красноярск: ООО «Издательство Поликор», 2016.
- Красноярский справочник. – Красноярск: Типо-Литография М. Я. Кохановского, 1914.
- Город у Красного яра. Документы и материалы по истории Красноярска XVII-XVIII вв. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1981.
- Город у Красного яра. Документы и материалы. Первая половина XIX века. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1986.
- Быконя Г. Ф., Федорова В. И., Бердников Л. П. Красноярск в дореволюционном прошлом. XVII-XIX века. – Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1990.
- О. Аржаных. Он излучал добро и правду. Газета «Красноярский рабочий», 2 февраля 1991 г. Рубрика «Страницы истории».
- А. Давыдова. Переживший апокалипсис. Газета «Городские новости», 11 июня 2009 г. Рубрика «Архитектура».
- Лисичкин В. А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенкцкого). – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011.
- Памятные места Святителя Луки Войно-Ясенецкого в Красноярске. Под ред. О. С. Кечина. – Красноярск: Типография «Ситалл», 2015.
- Гевель Е. В. Образ города в Красноярском урочище. – Красноярск, Издательство «ЛАД», 2012.
- Митрополит Лазарь. Да светит всем! Альбом о земной жизни и небесной славе Святителя Луки Крымского. – Симферополь: Н. Орiанда, 2018.
Свежие комментарии