«Типография Кохановской. Модерн, 1910 год, архитектор Соколовский».
Местоположение: г. Красноярск, пр. Мира, д. 55.
Проходя по центральной улице Красноярска, сменившей в ходе социальных потрясений ХХ века ряд наименований: ул. Воскресенская, пр. Сталина, пр. Мира, нельзя не обратить внимание на не самое крупное каменное здание под адресным номером 55. Это одна из первых построек, фасады которой уже издали выделяются на фоне окружающей застройки, чрезвычайно богатым и орнаментальным декором. Увлечение декоративным украшательством отдали дань ряд архитекторов, успешно работающих в Красноярске, но никто из них не сумел превзойти автора проекта В.А. Соколовского. Его талант интерпретатора и стилизатора художественных стилей проявился и в архитектуре и объемно-планировочных решениях этого здания.
Данная постройка является объектом культурного наследия регионального значения «Типография Кохановских. Модерн, 1910 г. Архитектор Соколовский».
Уличный фасад здания демонстрирует классическую архитектурную композицию, симметричные боковые ризалиты (ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания) в одну ось и пятиосный центральный ризалит с аттиком (аттик — декоративная стенка над карнизом) и парапетными тумбами по бокам. При всей традиционности композиции множество архитектурных приемов и деталей до этого не применяемых в архитектуре губернского города стали манифестом новых тенденций стиля «модерн» пришедшего в Красноярск из европейской части России. Орнаментальные и растительные мотивы лепного декора, кованные заполнения балконов и парапетных ограждений, маскароны (фр. mascaron, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас) и декоративные накладки с изображением мифологических образов дев, бородатых сатиров и грифонов (грифо́ны — мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла или иногда льва) не разрушают целостность восприятия здания, а в силу точно найденного места каждой из деталей подчеркивают тектонику здания. Наряду с архитектурно–художественными новациями примечателен и ряд технических новинок: обширные оконные проемы витринного типа по первому этажу с ролставнями, вмонтированными в стеновую конструкцию, применение в приямках подвалов призм–рассеивателей, фокусирующих солнечную энергию, освещающую обширные пространства подвалов.
При относительно неплохой сохранности памятника увы только историческая фотография доносит до нас архитектурный облик здания, являясь документальным свидетелем прошлого, как обоснования проектных решений целостной реставрации здания, в ходе которой должны быть отреставрированы отдельные элементы декора и конструкции объекта, а аттиковое завершение с монограммой на картуше «ЮКМ» и скульптурой хищной птицы с распростертыми крыльями, ныне утраченные, должны быть воссозданы. Скульптурные работы выполнялись красноярским скульптором Александром Григорьевичем Поповым.
Изображение орла на фасаде как символа воплощающего мощь, скорость, важнейшего солярного символа всех богов, появилось по настоянию заказчика, четы Кохановских, не случайно, амбиции и желание играть более весомую роль в общественной жизни г. Красноярска предопределили характер новаторской архитектуры и типографскую функцию будущего здания. Выбор на проектирование дома пал на гражданского инженера Владимира Александровича Соколовского.
Интересна и богата событиями жизнь этого человека. Владимир Александрович родился в мае 1874 года в Витебской губернии. В раннем возрасте он лишился родителей и получил воспитание в сиротском учебном заведении, в котором показал способность к учебе и наклонности к техническим наукам и художественному мастерству. В 1895 году Соколовский поступил в Петербургский институт Гражданских инженеров императора Николая I, а в 1901 году его закончил. В.А. Соколовский получает назначение на должность младшего архитектора строительного отделения Енисейского губернского управления. В далекий Красноярск он отправляется с молодой женой Марией Георгиевной (дочерью дворянина). Хорошая профессиональная выучка, приобретенная в годы учебы, знакомство с архитектурно-строительной практикой Санкт-Петербурга как главного города Российской империи способствовали быстрому продвижению по службе и получению заказов на проектирование. Суровый сибирский край пришелся по душе молодому специалисту, он всем сердцем полюбил Сибирь и связал с нашим краем всю жизнь. Только за восемнадцать предреволюционных лет В.А. Соколовским было спроектировано свыше 100 мостов и переходов на Сибирском тракте и свыше 100 зданий на территории Енисейской губернии. В межреволюционный период страна переживала бурный экономический рост, что не могло не сказаться на застройке Красноярска. Расцвет экономики способствовал строительству многоэтажных каменных зданий и постепенному вытеснения из центра города деревянных построек, которые возводились на периферийных, менее престижных участках города. С 1907 года в Красноярске началась своеобразная «строительная горячка»: «в 1907 году было выдано 539 разрешений на постройку новых зданий или перестройку старых, в 1908 году-267 разрешений, в 1909 году- 311, в 1910- 271 и по 15 июля 1911 года -160 разрешений», что объяснялось, по мнению современников, «увеличением населения города после японской войны, когда многие, возвращаясь домой, вывозили из Манчжурии деньги и спешили превратить их в недвижимость». Именно в этот период один за другим возникают большие частные дома, проекты для которых разрабатывают, как правило инженеры и архитекторы, приехавшие в Красноярск в начале 1900-х годов после окончания обучения в Санкт-Петербурге и Москве.
Кстати, о газетах. Если до 1905 г. пресса в Красноярске развивались довольно медленно, то после Первой русской революции город пережил настоящий газетный «бум». Прежде всего он был вызван издательской деятельностью различных партий, но вот затем рост периодики во многом стал обуславливаться именно рекламой. В 1910 г. журнал “Сибирские вопросы”, отметил, что если в конце XIX века состоятельный человек предпочитал вкладывать деньги в заводы, то “ныне он заводит типографию, где вначале печатает бланки, визитные карточки и цирковые афиши, а когда аппетит возрастет, появляются мечты и о высокооплачиваемых газетных рекламных объявлениях… А люди, годами лелеющие мысль об издании газеты, всегда найдутся…”. После постройки типографии крупнейшими издателями в Красноярске стала семья Кохановских, выпускавшая самые популярные газеты – “Красноярец”, “Красноярский вестник”, “Отклики Сибири” и другие. Расходились они по всей губернии, потому и тираж у них по тем времена был не маленький – до 2–3 тыс. экз. Типография Кохановских позволяла выпускать газеты большим форматом, шесть раз в неделю, с фотографиями и цветными иллюстрациями.
До революции в Красноярске выходило около 70 различных изданий, которые то закрывались, то восстанавливались в зависимости от политической ситуации. Большую роль в типографском деле играли Ю.М. и М.Я. Кохановские — издатели большинства либеральных газет Красноярска. С 1917 г. в типолитографии М.Я. Кохановской стала издаваться ежедневная политическая и литературная газета, Красноярского комитета трудовой народно-социалистической партии «Голос народа». С 1924 г. здесь долгое время размещались типография, редакция газеты «Красноярский рабочий» и книжное издательство.
Рассмотрев только одно сооружение замечательного архитектора мы убедились, какой большой вклад оставил Владимир Александрович Соколовский в застройке нашего города. Профессиональное мастерство, высокая инженерная и художественная культура, тонкое чувство материала делают В.А. Соколовского одним из ведущих архитекторов начала ХХ века не только Енисейской губернии, но и всей Восточной Сибири, а его наследие в виде сохранившихся многочисленных зданий требует тщательного ухода и проведения работ по сохранению памятников.
Материалы предоставлены Службой по государственной охране объектов культурного наследия и Центром по сохранению культурного наследия Красноярского края.
Свежие комментарии