Объект культурного наследия регионального значения
«Красноярский Успенский мужской монастырь. «Летний дом архиерея», 1879–1883 гг., строил Иеромонах Зосима.»
Местонахождение объекта культурного наследия: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Лесная, 51
Рисунок 1: Летний дом архиерея, вид с юго-восточной стороны. Фото 1890-е.
Рисунок 2: Летний дом архиерея, вид с юго-восточной стороны. Фото КГКУ ЦСКН КК, 2017 г.
Рисунок 3: Летний дом архиерея, вид с юго-восточной стороны. Фото КГКУ ЦСКН КК, август 2020 г.
«Красноярский Успенский мужской монастырь. «Летний дом архиерея», 1879–1883 гг., строил Иеромонах Зосима.»
Значение ОКН Местоположение Дата постройки Архитектор Дата постановки на учет в реестр ОКН Форма собственности Объект культурного наследия регионального значения г. Красноярск, ул. Лесная, 51 Кон. XIX в. Иеромонах Зосима Приказ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 14.04.2017 № 204 Кад. № 24:50:0100451:2256 площ. 358,1 Субъект Российской Федерации — Красноярский край
«Летний дом архиерея» – одно из зданий комплекса Красноярского Успенского мужского монастыря. Иноческая обитель располагается на берегу реки Енисей в месте, называемом в старину «плотбище» — здесь располагалась площадка для причала плотов, их заготовка и вязка. Этот живописный берег был излюбленным местом отдыха состоятельных жителей города и пленэров красноярских художников, его запечатлел на одном из своих этюдов гимназист В.И. Суриков.
Исторические сведения
Рисунок 4: Этюд «Плоты на Енисее». Источник: Музей-усадьба В.И. Сурикова. Суриков и Сибирь: альбом. Составитель: Е.Ю. Безызвестных.
Издат. Красноярского Отд. Ассоц. Русская Энциклопедия, 1995. с. 84.
Рисунок 5: Монастырская дорога в Успенский монастырь. Фото из альбома П.Ф. Реутова, 1910-е гг.
5 мая 1874 г. при Архиерейском доме был создан Строительный комитет по возведению иноческой обители, главой этого комитета был назначен эконом Архиерейского дома отец Зосима (Д.А. Рашин) – выпускник Главного военно-инженерного училища Санкт-Петербурга. Зосима составил проект всех зданий монастырского комплекса. Строительством монастыря отец Зосима также руководил сам, одновременно собственноручно он выполнял и тяжелую строительную работу. На возведение монастыря, кроме собранных средств от разных лиц, он вложил и свои собственные средства. Кроме того под его руководством была проложена дорога по скалистому берегу Енисея – она соединяла монастырский комплекс с Красноярском.
Монастырь состоял из двух частей, разделенных дорогой. Территория обеих частей монастыря имела геометрически правильные очертания – продольные оси построек были параллельны Енисею, поперечные перпендикулярны. Западнее дороги располагалась парадная часть комплекса с каменным корпусом, восточнее – хозяйственная деревянная. Парадный участок состоял из братского корпуса на юге и Успенской церковью на севере. На юге хозяйственного участка был расположен Летний дом архиерея и трапезная, севернее располагались приют, мастерские, скотный двор и вспомогательные постройки, отделенные от хозяйственного двора амбаром. Братский корпус и Летний дом архиерея с воротами и торец трапезной формировали застройку береговой линии. Эти здания были богато декорированы. Историческая структура монастыря была изменена со временем, но прослеживается и сегодня.
Рисунок 6: Успенский мужской монастырь. Фото КККМ ПГС 3244/32, 1880-1890-е гг.
Архиерейский дом изначально предназначался для проживания братии во время строительства каменного Братского корпуса. В нем обустроили домовую церковь во имя св. вмч. Пантелеимона в комнате на втором этаже, остальные помещения были жилыми. Также Летний дом архиерея выполнял функцию встречи, приема и размещения гостей, прибывающих в монастырь по Енисею или по прибрежной дороге.
В 1888 г. в окрестностях монастыря произошло сильное наводнение, которым были разрушены часть деревянных строений на берегу и размыта дорога.
Функцию храма и дома архиерея памятник утратил лишь в 1914 году, когда в братском корпусе, после его ремонта, были обустроены архиерейские покои, тогда же в корпус была перенесена икона Св. Пантелеимона.
Рисунок 7: Успенский мужской монастырь. Фото КГКУ ЦСКН КК, октябрь 2020 г.
В 1920 году с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе земель монастыря и всех его построек. За время советской власти в памятнике размещались: школа-коммуна, дом отдыха, многоквартирный жилой дом – это послужило причиной многих перестроек внутри и снаружи. Историческая деревянная ограда и ворота с калитками были утрачены.
В 2018 годы была начата разработка научно-проектной документации для реставрации дома архиерея.
В августе 2020 года были завершены ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Красноярский Успенский мужской монастырь. «Летний дом архиерея», 1879–1883 гг., строил Иеромонах Зосима.», расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Лесная, 51.
Общее описание объекта
Рисунок 8: Летний дом архиерея, южный фасад. Рисунок КГКУ ЦСКН КК, 2020 г.
Рисунок 9: Летний дом архиерея, планы этажей. Рисунок КГКУ ЦСКН КК, 2020 г.
Летний дом архиерея стилистически представляет собой интерпретацию «образцовых, высочайше апробированных» проектов сер. XIX в., смешанную с местными традициями и стилистическими предпочтениями церковных служителей. Двухэтажное из тесанных бревен здание имеет симметричную композицию и сложный силуэт: сруб поднимается верхней частью на два этажа, где на уровне второго этажа к нему примыкают более узкие объемы мезонинов, стоит на высоком каменном цоколе. Прямоугольные в плане объемы крылец, примыкающие к боковым фасадам, ведут в помещения первого этажа; крыльцо парадного входа расположено по центру южного фасада. Из тамбура главного входа на второй этаж ведет трехчастная парадная лестница, портал промежуточной площадки которой обрамляют декоративные колонны.
Рисунок 10: Лестница главного входа, декоративный портал. Фото КГКУ ЦСКН КК, август 2020 г.
Крыша над основным объемом вальмовая, над мезонинами и боковыми тамбурами двускатная, над тамбуром главного входа лучковая.
Рисунок 11: Летний дом Архиерея, общий вид. Фото КГКУ ЦСКН КК, октябрь 2020 г.
Фасады обшиты профилированными досками. Места сопряжения окон с обшивкой закрывают наличники, места перерубов — пилястры. Над парадным входом организован балкончик.
Рисунок 12: Второй этаж, балкон над парадным входом. Фото КГКУ ЦСКН КК, август 2020 г.
Комплексные научные исследования и ремонтно-реставрационные работы
Комплексные научные исследования выполнялись КГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края». Научно-проектная документация состояла из комплексных научных исследований, проекта реставрации и приспособления. Инженерные и инженерно-технические исследования послужили основой для принятия мер по усилению конструкций памятника. В ходе выполнения обмерных чертежей были получены сведения о физических размерах памятника, габаритных характеристиках отдельных его частей, в т.ч. сохранившихся подлинных декоративных элементов фасада и интерьеров – эти сведения послужили основой для разработки архитектурных проектных решений. Ремонтно-реставрационные работы на памятнике велись под авторским надзором.
На момент начала работ здание находилось в неудовлетворительном состоянии. Внутренняя планировка памятника претерпела многочисленные изменения, декоративное оформление интерьеров было почти полностью утрачено – поздние перегородки были демонтированы, оформление было восстановлено по немногочисленным обнаруженным образцам и по аналогам. Были разработаны меры по усилению и частичной замене поврежденных конструкций фундаментов, бревенчатых стен, перекрытий и крыши.
Рисунок 13: Второй этаж, помещение с выходом на балкон до и после реставрации. Фото КГКУ ЦСКН КК, 2017 и 2020 г.
Рисунок 14: Второй этаж, мезонин, балки-матицы. Стены и потолки оштукатурены по дранке, фото в процессе и после реставрации.
Фото КГКУ ЦСКН КК, 2019 и 2020 г.
Рисунок 15: Коридор, 1 этаж, фото до и после реставрации. Фото КГКУ ЦСКН КК, 2019 и 2020 г.
В здании большей частью сохранились оконные наличники, филенчатые трехчастные пилястры, закрывающие перерубы стен. Подлинные оконные заполнения утрачены, их рисунок был воссоздан по историческим фотографиям. Все подлинные оконные ставни были утрачены, однако сохранились 5 металлических ставенных запоров.
Рисунок 16: Детали фасада: наличник, пилястра, ставенный запор, фото до и после реставрации. Фото КГКУ ЦСКН КК, 2017 и 2020 г.
По образцу подлинной межкомнатной двери, обнаруженной замурованной в стене в ходе расчисток, были воссозданы все межкомнатные и наружные двери, ее рисунок повторился и на воссозданных оконных ставнях. Авторским надзором осуществлялся контроль над процессом реставрации, проводимом в ремонтно-реставрационной мастерской – были детально зафиксированы этапы реставрации оригинальной двери.
Рисунок 17, 18: Этапы реставрации подлинной исторической двери: до реставрации, в процессе и после реставрации — установленная на объекте.
Фото КГКУ ЦСКН КК, 2017, 2019 и 2020 г.
В части отопительной системы были утрачены печные трубы, но сохранилась часть подлинных печных приборов и металлической фурнитуры. Были обнаружены печные дверки разных лет. Особо ценной была признана дверка, изготовленная на чугунолитейном заводе г. Касли (кон.XIX-нач.XX). Все сохранившиеся и признанные исторически ценными элементы декора и фурнитуры были отреставрированы и установлены в ходе ремонтно-реставрационных работ по памятнику.
Рисунок 19: Подлинная печная дверка, отлитая на заводе в г.Касли (кон.XIX-нач.XXв.), реэкспонированная на 1 этаже объекта.
Фото КГКУ ЦСКН КК, 2020 г.
Рисунок 20: Фрагменты стен коридора 1 этажа с установленной подлинной печной дверкой. Фото КГКУ ЦСКН КК, август 2020 г.
Рисунок 21: Первый этаж, печь до и после реставрации. Фото КГКУ ЦСКН КК, 2017 и 2020 г.
Рисунок 22: Первый этаж, угловая печь, выявленная в ходе раскрытий и воссозданная по аналогам. Фото КГКУ ЦСКН КК, август 2020 г.
Для современного использования объекта, здание приспособлено для создания постоянно действующей выставки «Православие в Сибири», а также для организации экспозиций о бытовой культуре разных слоев населения края.
Доступ маломобильных групп населения организован через западный тамбур с подъёмником с допуском их в помещения выставочной зоны.
Рисунок 23: Западный тамбур, подъемник для инвалидов. Фото КГКУ ЦСКН КК, август 2020 г.
Территория объекта благоустроена – обеспечены визуальные и физические связи с набережной, территория воспринимается комплексно. Организована мини-площадь со скамейками перед южным входом в здание. На севере расположена парковка. Южная часть территории памятника озеленена газоном, новыми деревьями и кустарниками, часть старых взрослых деревьев была сохранена.
Рисунок 24: Благоустройство, вид сверху. Фото КГКУ ЦСКН КК, октябрь 2020г.
Рисунок 25, 26: Фрагменты благоустройства: вид с балкона, вид с земли. Фото КГКУ ЦСКН КК, август 2020г.
Заключение
Летний дом архиерея обладает исторической и художественной ценностью – вместе с комплексом Успенского мужского монастыря формирует композицию речного фасада, является образцом деревянного зодчества конца XIX века.
Архиерейский дом за свою историю подвергался затоплению и множествам перестроек, несколько раз менял свою функцию – был местом проживания братии, домовой церковью, гостиницей, архиерейскими покоями, школой-коммуной, домом отдыха и многоквартирным жилым домом.
После реставрации, завершенной в августе 2020 года, Летний дом архиерея восстановил свой изначальный внешний вид – снова стал украшением города и завершающим элементом монастырского комплекса и набережной. Возрождённый объект культурного наследия готов служить людям, любой желающий может познакомиться с историей здания и тематическими экспозициями, размещёнными в нём.
*При насписании статьи были использованы материалы КГКУ ЦСКН КК: историко-архивные и комплексные научные исследования.
Словарь архитектурных терминов
Вальмовая кровля — это разновидность четырехскатной кровли, у которой два ската имеют трапецеидальную форму, а два других (торцовые) – треугольную (имеющие одноименное называние «вальмы»).
Карниз — венчающая часть здания, выступ, край кровли.
Крыльцо — вход в дом в виде наружной пристройки с площадкой под навесом и с лестницей.
Лопатка — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту.
Лучковая кровля — разновидность двускатной кровли, у которой фронтон имеет дугообразную форму.
Мезонин — надстройка над средней частью жилого дома. Распространён в русской архитектуре XIX века как элемент деревянных и каменных малоэтажных зданий.
Наличник — архитектурная деталь, профилированное обрамление оконного или дверного проёма. Конструктивное значение наличника заключается в том, чтобы закрыть щель между стеной и дверной или оконной коробкой. Однако важнее, зрительный тектонический смысл — выделить, подчеркнуть проём. Ряд оконных и дверных проёмов создают на поверхности постройки определённую ритмическую структуру. Наличники имеют разнообразные профили, раскреповки углов, замкóвые камни, что соотносит их с тем или иным архитектурным стилем.
Очелье — фронтон наличника окна в деревянной архитектуре славян.
Фриз — декоративная часть здания в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Фронтон — завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Цоколь — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано.
Свежие комментарии