Объект культурного наследия «Дом, в котором в 1883 году жили инженерно-технические работники, руководившие строительством Обь-Енисейского канала», 1883 г.
Вид с юга-востока. Фото 1986 г.
Вид объекта | Памятник истории |
Категория историко-культурного значения объекта | Объект культурного наследия регионального значения |
Реестровый номер | 241610487000005 |
Местонахождение | Красноярский край, Енисейский район, п.Александровский Шлюз, ул. Лесная, 17а |
Границы территории | Приказ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 12.09.2017 г. № 560 |
Принят на государственную охрану | Решение исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 г. № 279 |
Предмет охраны | Не утвержден |
Исторические сведения | Объект является памятником истории, связанным с событиями освоения Енисейского Севера и гидротехническим строительством в Сибири в конце XIX века, одного из первых гидротехнических сооружений в Енисейской губернии. Деревянные гидротехнические сооружения Обь-Енисейского соединительного водного пути были построены «под занавес» многовековой истории строительства речных каналов. Это был последний шлюзованный речной путь, выполненный целиком из дерева. Причиной появления судоходных шлюзов стала необходимость усовершенствования судоходных качеств русских рек для торговых судов, которые не могли передвигаться из-за устройства запруд на мельницах. Таким образом, для прохождения судов начали обустраивать обводные каналы с затворами. Идеей канала заинтересовался известный сибирский золотопромышленник Александр Михайлович Сибиряков, человек прогрессивных взглядов, патриот Сибири, вложивший много сил и средств в дело освоения Севера. В 1878 году на его средства была послана Экспедиция для исследования этого пути - под начальством барона Аминова. В 1883 году проект канала был утверждён. Строительство началось в том же году. На маленьком участке было собрано 1200 человек. Началась расчистка рек. Землекопы приступили к рытью канала и подготовке фундаментов для шлюза. Плотники рубили бараки для рабочих, жилые дома для администрации и помещения для канцелярии. В канцелярии строительства работал известный русский писатель К. М. Станюкович, автор «Морских рассказов» и других замечательных книг. С началом последнего десятилетия XIX века по каналу пошли первые небольшие суда. За время регулярной эксплуатации по каналу прошло всего 25 паровых и около 40 несамоходных судов. На них шли грузы для строительства Транссибирской железной дороги: цемент, рельсы, соль. Когда железная дорога была построена, использование канала потеряло практический смысл. На канале было построено 14 шлюзов. Один из шлюзов - Александровский. Сюда было собрано более 2 тыс. строителей из Томска, Причулымья, Колывани, Енисейска и близлежащих населенных пунктов. Плотниками из Енисейска был построен дом для инженерно-технических работников. Здесь поселились начальник строительства Аминов, инженеры Бобьенский, Ченцов и др. Здесь же прошел первый совет инженерно-технического состава, на котором решили прежде всего начать расчистку рек, часть землекопов направить на подготовку фундамента Александровского и следующего за ним Георгиевского шлюзов, а остальных - на рытье канала. Большая бригада была направлена в тайгу для заготовки строевого леса. Во главе строительства стоял инженер - начальник работ, барон Бьорк Александрович Аминов, одновременно выполнявший функции и руководителя строительства, и завхоза. Реализация проектных решений началась 27 июля 1882г. с утверждения первой очереди строительства соединительной системы. Осенью 1883 г. сооружение Александровского шлюза было закончено, и стройка продвинулась дальше на запад. Инженерно-технические работники покинули дом, он находится в центре села, в 200 м от Александровского шлюза, одноэтажный прямоугольный в плане с двускатной крышей, сложен из лиственных бревен. Сегодня шлюзованный соединительный путь «Обь - Енисейский канал» является единственной сохранившейся целостной системой. |
Зоны охраны | Установлены постановлением Правительства Красноярского края от 24.10.2023 № 838-п: 1) единая охранная зона объекта культурного наследия (ЕОЗ), в границах которой установлено запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение капитального ремонта и реконструкции, ограничение хозяйственной деятельности, соблюдение требований в области охраны окружающей среды. 2) единая зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЕЗРЗ), в границах которой разрешен капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства в пределах допустимых высотных параметров до 9 метров. 3) единая зона охраняемого природного ландшафта (ЕЗОЛ-1, ЕЗОЛ-2) в границах которых установлено запрещение строительства объектов капитального строительства, соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении. |
Вид с северо-востока. Фото июль 2022 г.
Свежие комментарии