logologo
Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края
  • Главная
  • О нас
  • Новости
  • ОКН
    • Статьи
    • Инфонадписи
  • Популяризация
    • Видеосюжеты
    • Перечень ОКН
    • Методические рекомендации
  • Конкурсы
  • Вакансии
  • Контакты
  • Полезная информация
Предыдущая Должность
Следующий Пост
Мар 27
в Инфонадписи 0 Комментарии

Объект культурного наследия «Аэровокзал», 1954 г.

Объект культурного наследия «Аэровокзал», 1954 г.

Архивное фото

Вид объектаПамятник градостроительства и архитектуры
Категория историко-культурного значения объектаОбъект культурного наследия регионального значения
Реестровый номер242011334770005
МестонахождениеКрасноярский край, г. Красноярск, Аэровокзальная, 17
Границы территорииУтверждены приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 15.12.2020 № 767
Предмет охраныУтвержден приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 15.12.2020 № 767.
Состав предмета охраны содержит в том числе: градостроительные характеристики, архитектурные и конструктивные характеристики на 1954 г., авторство, архитектурно-художественное значение, историческое (мемориальное) значение.
Исторические сведенияКрасноярский аэропорт Северный по разным данным появился в 1942-1943 гг. и играл важную роль в перегоне американских бомбардировщиков и истребителей с Аляски по северному пути на фронт.

Этот аэродром находился на территории современных улиц Взлетной – Молокова. Первая часть бетонного покрытия взлетно-посадочной полосы была уложена японскими военнопленными, которые трудились также на застройке правобережной части города, а особенно, так называемым «Каменным кварталом». Красноярский аэропорт имел две бетонные взлетно-посадочные полосы – 1000 и на 800 метров, четыре ангара, служебные помещения, технический склад, гараж, водомаслогрейку. Самолеты обслуживал специальный батальон аэродромного обслуживания. В аэропорту базировалась Харьковская военная школа, эвакуированная в начале войны.
В авиамастерских этой школы в Покровке (ул. Желябова, 6) ремонтировали пригнанные самолеты, готовили их к отправке на фронт, красили. С истребителей снимали крылья и грузили на ЖД платформы, бомбардировщики летели своим ходом. Кроме того, самолеты ремонтировали и «доводили до ума» в мастерских на острове Молокова, на территории судоремонтного завода и цирка, где располагался первый авиаремонтный завод.
В 1954 году в красноярском аэропорту «Северный» был построен аэровокзал, на базе АПП2 была построена основная взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки. В 60-70х годах флот авиаотряда быстро пополнялся техникой: Ил-18, Як-40 и Ту-154. Взлетную полосу удлиняют до возможных 2300 м.
Проект здания аэровокзала в Красноярске был разработан в 1950 году «Аэропроектом», застройщиком являлось Красноярское Управление гражданского воздушного флота. Инженером проекта выступил Н. И. Ирмес (явившийся в последствии инженером трех крупнейших Московских аэровокзалов «Внуково-1» (1941 г.), «Домодедово» (1954 г.), аэровокзального комплекса «Шереметьево» (1964 г.).
Архитектором проекта был выпускник Высшего художественного технического института, член Союза архитекторов с 1939-года, начальник отдела «Аэропроекта», автор многих зданий аэровокзалов, Давид Львович Канторович (1904-1970 гг.). Он выполнял проекты жилых, общественных и промышленных сооружений в различных регионах СССР, участвовал в разработке генпланов аэропортов, сооружений по воздушным линиям «Москва-Арктика». Проект Красноярского аэровокзала был выполнен Д. Л. Канторовичем и Н. И. Ирмесом на основе типового проекта. Экспертизу проекта производил архитектор «КГУВФ» Шаповалов Ю. И.
Эскизный проект был разработан в 1949 году.

Аэросъемка 1966 г.

Красноярск «Северный», 1966 г.

В наложении с современной застройкой
Архитектурные и конструктивные характеристики объекта размещены на сайте: https://opendata.mkrf.ru/
Историческое (мемориальное) значениеПамятник, связанный с развитием авиации в Красноярском крае. В разные годы аэровокзал принимал многих значимых для истории личностей: Фиделя Кастро, Юрия Алексеевича Гагарина, Вальтера Ульбрихта, Леонида Ильича Брежнева, Константина Устиновича Черненко.

Л. И. Брежнев на фоне аэровокзала.
Современное использованиеТоргово-офисный комплекс.

Фото 2021 г.
Зоны охраныНе установлены

Поделитесь этим:
1101
0
Об авторе: КГКУ "ЦСКН КК"


Оставьте свой комментарий! Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подача обращений через сайт Госуслуги - Обратная связь. Напишите об этом — Минцифры поможет с решением
Свежие записи
  • Оборона Диксона, 1942 год
  • Боевой путь 119/17 Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии, сформированной в Красноярске
  • Красноярская воздушная трасса «Аляска-Сибирь»
  • Работа эвакуационных госпиталей на территории Красноярского края
  • КРАСНОЯРСКИЙ ТЫЛ — ФРОНТУ
Свежие комментарии
    Архивы
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Январь 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Октябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Декабрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Май 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    Рубрики
    • Без рубрики
    • Видеосюжеты
    • Инфонадписи
    • Календарь
    • Конкурсы
    • Новости
    • Полезная информация
    • Прочие документы
    • Статьи
    Календарь
    Март 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    « Фев   Май »
    Copyright © 2014 Oyster WordPress Theme. All Rights Reserved.