Церковь Покрова, XVIII век
Место положения: г. Красноярск, ул. Сурикова, 26.
Объект культурного наследия федерального значения (Приказ Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г.)
Памятник архитектуры XVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий г. Красноярска.
Памятник архитектуры енисейской школы сибирского барокко. Кафедральный собор Красноярской епархии.
До строительства каменного здания церковь, построенная и освящённая в честь Покрова Пресвятой Богородицы, трижды в разных местах Красноярска строилась из дерева. Первая деревянная Покровская церковь была построена в середине XVII века в юго-западной части города примерно в районе пересечения современных проспекта Мира и улицы 9 января. Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город. Уцелело всего несколько зданий. Сгорела и Покровская церковь.
По плану строительства города Покровская церковь должна была быть построена из камня. Но прихожане, понимая, что строительство каменной церкви займёт много времени, просили Тобольского архиепископа Варлаама разрешить построить не большую деревянную церковь, а позднее рядом с ней начать строительство каменной.
Новая деревянная церковь Покрова начала строиться осенью 1774 года примерно на месте нынешней Благовещенской церкви. Каменная церковь была заложена западнее деревянной — в настоящее время пересечение проспекта Мира и улицы Сурикова.
В 1784 году церковный староста Даниил Черкасов получил разрешение Тобольской консистории на строительство каменного храма. Церковным строителем избрали отставного дворянина Михаила Юшкова.
Новая, на этот раз каменная Покровская церковь строилась так, как это было заведено исстари – всем миром. Из дошедших до нас архивных материалов известно, что добровольными жертвователями стали жители трёхсот двадцати двух дворов, расположенных как в самом городе, так и в его окрестностях. Приступив к исполнению своих обязанностей, Михаил Степанович Юшков столкнулся с традиционными для Красноярска проблемами – отсутствием в городе специалистов-каменщиков и необходимого для постройки собора материала. Были приглашены енисейские мастера: Степан Лещёв, Василий Гатилов, Иван Помаскин, Алексей Казаретин, братья Иван и Савва Фёдоровы.
Енисейские мастера привезли с собой и готовый план постройки, образцом которому послужила возведенная в Енисейске в 1772-1782 годах Троицкая церковь. Строительство каменной церкви началось с того, что в том месте, где прежде помещалась канцелярия воеводы (сегодня угол проспекта Мира и улицы Сурикова) в феврале 1785 года воинской командой была расчищена территория, на которой и приступили к рытью котлована под фундамент. Из архивных источников известен перечень полномочий, которыми обладал в те времена приходской мир, то есть простые люди, на средства которых строилась церковь. Большинством голосов прихожане утверждали проект будущей постройки, все производители работ обязаны были отчитываться перед ними за все потраченные деньги и предоставлять им смету расходов. Через своих доверенных прихожане имели возможность контролировать общий ход работ и вносить в него изменения. Роль горожан не ограничивалась лишь внесением пожертвований и участием в приходских собраниях. Каждый помогал, чем мог. Те, кто имел свой гужевой транспорт, доставляли кирпич и песок, подвозили бочки с водой. У кого лошадей не было, выполняли посильные подсобные работы или охраняли стройматериалы. В те годы ещё не было выражения «всенародная стройка», но строил Покровскую церковь действительно весь народ.
Строительство шло с 1785 по 1795 годы. Вначале предполагалось назвать церковь Богоявленской, но прихожане 2 апреля 1785 года проголосовали назвать церковь Покровской. В середине 1789 года церковь была почти построена. Из деревянной церкви перенесли часть внутреннего убранства и икон. Иконостас для новой церкви резал мещанин Фёдор Ушаков. Иконостас простоял в церкви до 1845 года, когда его продали в церковь села Кекурского. На колокольню перенесли три колокола, а в окна вставили слюдяные оконницы деревянной церкви.
Строительство завершилось в 1795 году, Холодный храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящён 30 июня 1795 года, и церковь стала считаться полностью действующей.
В 1840-е годы Покровская церковь была существенно перестроена. Было разобрано крытое каменное крыльцо, удлинены приделы, перестроены притвор, ризница и просвирня, получившие плоское перекрытие. С тех пор облик церкви существенно не менялся.
Архитектура Покровской церкви Красноярска — енисейское барокко, собор остается ныне важнейшим сохранившимся памятником этого архитектурного стиля в Сибири.
Облик храма характерным для Сибири образом сочетает мощь и изящество. Высокий массивный четверик украшен кажущимися миниатюрными на его фоне тонкими главками по самым углам и центральным куполом со ступенчато уменьшающимися объемами, что тоже входит в стиль сибирской архитектуры.
Своеобразие облику Покровского Кафедрального собора Красноярска придает необычное исполнение сводов центрального купола. Смелые изгибы делают его похожим на висящий в воздухе колокол. На куполе покоится световой восьмерик и центральная главка.
Вид до реставрации 2012 года.
Основу композиции церкви составляет продольная ось восток – запад, в начале которой расположен полукруглый алтарь, а далее – непосредственно четверик здания, трапезная и колокольня. Такая планировка является традиционной для храмовых построек Центральной России и Урала, возводимых в XVII-XVIII веках, и носит название «кораблик». Оригинальными в конструкции Покровской церкви являются лишь тёплые, отапливаемые боковые приделы. Трёхоконное, или, как принято говорить, «трёхсветное» здание храма увенчано восьмигранной многоярусной башней, несущей на себе дополнительный барабан, завершённый луковичной четырёхгранной главкой. По углам храма высятся такие же, но несколько уменьшенные барабаны, что характерно для московского стиля пятиглавия. С западной стороны находится восьмигранная двухъярусная колокольня, которая представляет собой двойной восьмерик на высоком четверике. Она увенчана двумя декоративными восьмериками с главкой, исключительно удачно гармонирующими с остальными главками церкви.
Несомненным украшением храма является декоративное оформление фасадов, цельное и необыкновенно насыщенное. Стены обильно украшены декоративными элементами — традиционная барочная лепнина, а также выразительные обрамления окон и резные карнизы. Особого внимания заслуживают барельефы в виде ангельских головок, размещенные на трехлопастных возвышениях по центру стен основного объема. Над входом находится мозаичное изображение Покрова Пресвятой Богородицы.
В двадцатые годы прошлого столетия, несмотря на всю сложность обстановки в стране, церковь оставалась действующей до начала тридцатых годов, затем была закрыта и передана в распоряжение одной из воинских частей. Но в октябре 1945 года службы в ней возобновились и продолжались вплоть до хрущёвской антирелигиозной кампании начала шестидесятых годов прошлого столетия.
В 1962 г. в разгар хрущевских гонений на Церковь собор был снова закрыт, в здании его разместились скульптурная мастерская, затем в августе 1978 г. — городской выставочный зал. Тогда же был разработан проект реставрации здания как памятника культуры, территорию частично привели в порядок, а темно-охристый фасад был перекрашен в кирпично-красный, с зеленой кровлей и куполами.
В девяностые годы, в результате наступившей в стране перестройки, пошёл активный процесс возврата храмовых зданий их прежним приходским общинам. В числе прочих оказалась и Покровская церковь. Храм нуждался в ремонте и реставрации. Как и в прежние годы, средства на выполнение этих работ собирались всем миром. После их завершения и торжественного освящения церковь получила статус городского кафедрального собора, религиозная жизнь в ней вошла в своё прежнее русло.
В XXI веке храму был отчасти возвращён первоначальный вид, утраченный после прекращения служб в 60-е годы XX века. В частности, интенсивный розово-коричневый цвет стен заменён на исторический белый, кровля перекрашена в голубой, в 2012 году — в зелёный цвет. Всеобщим почитанием пользуется случайно обнаруженная в 2008 году во время восстановления арочного свода старинная фреска, датируемая, по мнению специалистов, концом XVIII века и содержащая изображение одного из престольных праздников. Она была отреставрирована и в настоящее время встала в ряд прочих достопримечательностей, которыми славится Покровская церковь.
Покровский Кафедральный собор внутри достаточно светлый и просторный, содержится в очень хорошем состоянии. Изюминку его интерьера составляет лепнина советских времен, отлично вписавшаяся в оформление сводчатого помещения XVIII века.
Арочный пролет ведет к главному иконостасу. Здесь акцент сделан не на горизонталь, а на вертикаль (она задается высоким иконостасом и уходящими ввысь стенами). Иконостас и клиросы выкрашены в белый цвет и богато отделаны золотом, что придает им настоящее барочное благородство, напоминающее в том числе и интерьеры западноевропейского барокко.
Реставраторы 1950-х годов не поскупились на богатую лепнину, украшающую потолок и стены Покровской церкви Красноярска. Лепнина служит обрамлением для икон, фресок на парусах сводов, арочных пролетов и светильников. В ней растительные мотивы гармонично сочетаются с традиционными русскими узорами. Встречаются и реплики ангельских головок, украшающих стены храма с внешней стороны.
4 декабря 1999 г. в ходе Первосвятительского визита Божественную литургию в Покровском соборе возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в 2012 году – Святейший Патриарх Кирилл.
В Покровскую церковь постоянно привозят мировые святыни, поклониться которым выстраиваются очереди из верующих на целые кварталы.
Здание собора — один из немногих памятников русского барокко, сохранившихся в 21 веке.
Приход храма — один из самых крупный в Красноярской епархии. За архиерейскими богослужениями, совершаемыми митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, часто присутствуют прихожане других приходов Красноярска и благочиннических округов епархии.
Материалы предоставлены Центром по сохранению культурного наследия Красноярского края и Службой по государственной охране объектов культурного наследия края.
Покровский храм в 1896 году.
Свежие комментарии