Объект культурного наследия регионального значения
Самосвал «МАЗ-225», установленный в честь строителей Красноярской ГЭС
Объект культурного наследия регионального значения
«Мемориальный камень, заложенный комсомольцами –
первыми строителями ГЭС»
Дивногорск – город-спутник Красноярска, находится на правом берегу реки Енисей, напротив Дивных гор, в одном из красивых мест Красноярского края, созданных природой. При упоминании Дивногорска он ассоциируется с Красноярской гидроэлектростанцией, а для людей старшего поколения – с молодостью, комсомолом и трудовыми подвигами.
Красноярскую ГЭС строили специалисты, прибывшие из разных уголков огромной страны, тогда называвшейся Союзом Советских Социалистических Республик. Активное участие в строительстве принимали комсомольцы. Сформированный в Ивановской области первый комсомольский отряд прибыл в старый поселок Скит (так он назывался до образования города Дивногорска) в 1956 году. Место на набережной, где высадился отряд, отмечено глыбой красного гранита. На камне ранее была табличка с текстом: «Здесь, летом 1956 г., высадился первый комсомольский десант строителей Красноярской ГЭС», ныне утрачена. С 1981 года камень считается памятным местом. В июле 2016 года приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края он был включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия, а через год стал объектом культурного наследия регионального значения с наименованием «Мемориальный камень, заложенный комсомольцами – первыми строителями ГЭС».
Фото из архива службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, 1985 год.
Немногие знают, что на территории Дивногорска находятся еще объекты культурного наследия, связанные с историческими событиями – строительством ГЭС и строительством города. Один из них – это «Памятник строителям города Дивногорска».
На месте будущего города ранее находился скит Красноярского Успенского монастыря, основанный здесь в 1888 году. Здесь же находилась и пристань, где останавливались пароходы, следовавшие по Енисею. С началом строительства ГЭС начал зарождаться современный город, были установлены первые палатки, прорублены первые просеки – будущие улицы, проложены дороги на верхнюю террасу поселка, начато строительство жилых домов. Молодые строители сумели за короткое время построить Дивногорск, воедино слитый с окружающей природой.
В основу города положен генеральный план, разработанный в 1960 году в архитектурной мастерской ЛО Гидроэнергопроекта. Исходными явились проект детальной планировки временного поселка и проект районной планировки зоны влияния Красноярской ГЭС, составленный в 1958 году. Город поднимается пятью террасами на высоту более 140 м над Енисеем. Его сложный рельеф определил широтное направление основных улиц и магистралей сквозного и обходного значения. Набережная нижней террасы, автодорога Базаиха – Створ, линия электрофицированной железной дороги, улицы верхних террас – все они, параллельные Енисею и рельефу, пересекают Дивногорск с востока на запад, в направлении Красноярск – ГЭС. Главная композиционная ось города – улица, меридиональная по направлению, она пересекает и связывает все террасы. По проекту она связывает группу площадей: прибрежную, привокзальную, площадь административно-культурного центра и верхнюю, центральную. Прибрежная терраса с парадно открытым въездом от речного вокзала (причала) в сторону вокзала железной дороги явилась первой ступенью города, перспектива которого раскрывается вглубь от реки. Широкая полоса бульвара со спусками к воде, причалом тянется вдоль набережной.
Проект начал реализовываться с 1961 года. В 1961-1962 гг. развернулось строительство 5-ти и 9-этажных зданий из кирпича и крупных панелей. Застройка площади Пионерской сформировалась в середине 1960-х гг. и ее объемно-пространственная композиция не изменилась до настоящего времени.
В честь создателей Дивногорска в 1973 году на Пионерской площади был установлен памятник – символическая палатка первопроходцев-строителей. Четырехметровой высоты памятник выполнен из железобетона по эскизу дивногорского Гражданпроекта. Над «входом» в палатку, на одной из ее плоскостей, размещена памятная доска из красного гранита с надписью: «Так начинался наш город. Подвиг на Енисее. 1958–1973».
Следующий объект культурного наследия, о котором пойдет рассказ, – это 25-тонный самосвал МАЗ-525 с поднятым кузовом, на бампере которого помещен лозунг: «Слава труду!».
К весне 1963 года завершился первый этап строительства ГЭС, начавшийся в 1955 году. В левобережном котловане было закончено сооружение остова плотины. Для продолжения строительства необходимо было перекрыть русло реки и начать отсыпку перемычек правобережного котлована. Русло Енисея было перекрыто 25 марта 1963 года, работами руководил штаб во главе с начальником строительства А.Е. Бочкиным (одна из улиц Дивногорска названа в его честь). Перед строителями стояла задача закрыть проран. В 10 часов утра под музыку военного оркестра к прорану двинулись колонны 25-тысячных самосвалов МАЗ-525. Через 6,5 часов Енисей был перекрыт, после чего строители начали возводить верховую и низовые перемычки правобережного котлована.
Перекрытие такой могучей реки, как Енисей, в рекордно короткий срок явилось непревзойденным достижением мировой практики энергостроительства. Это достижение стало возможным в результате героического труда советских людей.
В память об этой трудовой победе был установлен памятник покорителям Енисея, который находится слева от дороги, ведущей из города на Красноярскую ГЭС. Самосвал установлен на бетонном четырехметровом постаменте, справа и слева от него – бетонные глыбы, символизирующие остов плотины Красноярской ГЭС. Располагаясь на фоне сопок, поросших тайгой, и на фоне вспомогательных сооружений ГЭС, памятник хорошо вписывается в окружающий ландшафт.
Мемориальный комплекс «Слава Труду» создан по проекту Красноярского художественного фонда в 1977–1981 годах силами трудящихся Автотранспортного управления КрасноярскГЭСстроя с участием коллективов и общественности города. При строительстве Красноярской ГЭС автотранспортом было перевезено: земельно-скального грунта – 37550 тысяч кубических метров, гидротехнического бетона – 5522 тысяч кубических метров, железобетонных изделий – 60 тысяч кубических метров, металлоконструкций – 446 тысяч тонн. В пиковый период строительства, в 1967 году, участвовали 1120 водителей, 842 автомобиля.
Все три объекта культурного наследия регионального значения, о которых шло повествование, охраняются государством. Память о комсомоле и трудовых подвигах, благодаря наличию таких объектов, будет жить многие годы.
Фото из архива службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, 1982 год.
Фото из архива службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, 1982 год.
И.А. Русина
Материалы предоставлены Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края и КГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края».
Свежие комментарии