1. Историческая записка
1.1. Введение
В первой четверти XVIII века, в царствование Петра I, правовое нормирование градостроительства охватывало в разной степени проблемы «регулярности» планировки населенных мест.
Строительство церквей, особенно в провинции, в архитектурном смысле означало появление градостроительной доминанты, несло в себе градоформирующее начало. Оно было чрезвычайно важным с точки зрения регионального и территориального администрирования, так как большая часть церквей были приходскими, а значит, они являлись административными центрами учета демографических процессов среди населения прихода, и с этой точки зрения градостроительное нормирование соприкасалось с территориальным делением губерний страны.
И государственное, и общественное строительство, наиболее значимые в процессе градоформирования, с финансовой точки зрения уступали культовому, а в количественном смысле последнее уступало только обывательскому строительству, всегда являвшемуся массовым. [56]
Первые нормативные акты о культовом строительстве — императорские указы появились именно в царствование Петра I. Все они были подготовлены в рамках Синода, по своему стилю, характеру являлись пространными, формализованными, по большей части запретительными, главной их целью являлось установление обязательности разрешения на постройку любой церкви, что несколько противоречило народным градостроительным традициям. В 1722 году последовал императорский указ «О не строении церквей без указа из Синода». Следующим указом разрешалось «старые церкви починять, а на новые просить разрешения».
Одной из актуальнейших задач градостроительства XVIII века было увеличение доли каменного, пожаробезопасного строительства, которое позволило бы сохранить наиболее ценное имущество. На это было направлено огромное количество императорских указов, соответствующая норма позже вошла и в Строительный устав. Однако в соответствии с последним указом 1726 года церковное строительство, в отличие от казенного гражданского, не должно было быть обязательно каменным, хотя это и приветствовалось, особенно в городах, частично эта норма сохранится вплоть до 1917 года и останется самым старым правилом в Строительном уставе.
Строительство церквей в обход Синода частично было разрешено Екатериной I указом 1726 года. Такое право было дано нескольким архиепископам, однако был наказ смотреть «чтоб излишних не было». Это было обусловлено боязнью, что «они останутся в запустении и небрежении». Вопрос о многочисленных усадебных, а также домовых церквях был решен в 1742 года. Помещикам дозволили строить новые церкви «вместо обветшалых в том только случае, когда они обяжутся снабдить оные всеми потребностями и отвести священнослужителям достаточное количество земли и покосов». В 1770 году разрешение Синода на строительство снова стало абсолютно обязательным.
Таким образом, культовое строительство – область, в которой государство на протяжении XVIII века осуществляло градостроительную политику, четко и консервативно, последовательно излагая регулирующие нормы, заложенные Петром I. Немногочисленность законов о культовом строительстве до 1820-х годов объясняется не отсутствием у государства интереса к культовому зодчеству, а тем, что его сложившаяся историческая практика государство устраивало.
Градостроительные и особенно архитектурно-художественные требования к постройке культовых зданий православной церкви не были подробно сформулированы в Строительном уставе, они регулировались образцовыми фасадами, однако некоторое нормирование в этой области все же присутствовало и довольно компактно размещалось в документе. Архитектурный облик постройки должен был быть «достойным и приличным», что, по мнению законодателей, лучше всего выражалось «древним Византийским стилем». Места, отводимые под церковные постройки, должны были быть самыми приличными и удобными, по преимуществу на городских и сельских площадях, причем если по плану в этих местах площадей не предполагалось, то план разрешалось менять, если это было невозможно – то строить следовало на больших проезжих улицах.
Церкви должны были возводиться по преимуществу каменные, хотя данное градостроительное требование культовом строительстве было прямо узаконено только в 1800 году. В нем прямо запрещалось строить деревянные церкви, что в преимущественно деревянной России было невозможно. Данное узаконение сопоставимо с широко известным одиозным указом Петра I 1714 г., запрещающим каменное строительство везде, кроме Петербурга, и относится к числу законодательных фикций, изначально невыполнимых норм. В связи с этим вскоре последовали нормативно одобренные исключения (Сибирь, «бедные» территории и прочее). В 1835 году все ограничения на строительство деревянных церквей были сняты.
За время царствования Екатерины II в связи с расширением пределов империи и приведением епархиального деления в соответствие с административным делением страны по губерниям число епархий Русской Церкви увеличилось до 36. Значительно выросло за эти годы и православное население России. [63]
Екатерина любила выставлять себя верной дочерью Церкви, защитницей Православия. На деле, однако, императрица, по рождению лютеранка, с легкостью, но едва ли по внутреннему убеждению перешедшая в православие, была человеком не религиозным. Она придерживалась деистических воззрений, распространенных в Европе в век Просвещения. Тем не менее, Екатерина продолжила содействие властей церковной миссии, начатой при Елизавете. [46] [64]
В Приенисейском крае во второй половине XVIII веке увеличилось число духовных правлений, было учреждено три заказа: Енисейский, Красноярский и Туруханский. Таким образом, приходы на будущей канонической территории Красноярской епархии на протяжении XVIII века и почти до конца его входили в разное время в состав той или другой из двух сибирских епархий, Тобольской и Иркутской, по большей части — Тобольской епархии (до 1768 года — митрополии). [65] [66]
Портрет Екатерины II кисти неизвестного художника, после 1782 г.
Карта Тобольской губернии из 16 уездов. 1800 г.
В 1781 году была составлена ведомость о составе приходов Тобольской епархии, в состав которой входило в числе других Красноярское духовное правление. На территории Приенисейской Сибири было указано 74 прихода. Епископом огромной по масштабам Тобольской епархии с 1768 года являлся преосвященный Варлаам (в миру Василий Петрович Петров-Лавровский, 1728 – 1803 гг.). [61] [62]
Государство ставило перед Варлаамом задачу обращения их к Церкви множества раскольников, которым Сибирь представлялась вольницей. Варлаам приложил все свои силы для сохранения мира и распространения православия во вверенной ему епархии. За усердные архипастырские труды 6 ноября 1792 года преосвященный Варлаам был возведен в сан архиепископа. Несмотря на многочисленные трудности екатерининской поры, при владыке Варлааме храмостроительство в Сибири значительно расширилось. Возводилось много каменных церквей в городах Тюмени, Ишиме, Кургане, Томске, Барнауле, Енисейске и других. [51]
Конец XVIII века на территории Приенисейского края был отмечен значительным увеличением масштабов каменного строительства и расширением его географии. В этот период времени из кирпича, получавшего все большее распространение в технике возведения зданий, строились преимущественно православные церкви. В 1790-х годах этот процесс затронул сельские населенные места юга края, где началась постепенная замена ветхих деревянных церквей каменными постройками. В 1791 году в селе Шушенском была заложена Петропавловская церковь, через год – Спасская церковь в селе Курагино. С 1797 года началось строительство Вознесенской церкви в Абаканском остроге, с 1800 года строительство Казанской церкви в селе Тесь. К числу новых каменных церквей южных районов края относится и Спасская церковь в селе Минусинском, возникшем в 1739-1740 годах, как поселение при Луказском казенном медеплавильном заводе.
Каменные церкви стали возводить не только в городах, но и в сельских поселениях. И вот в Сибири в обычных волостях – Атамановская Троицкая, Кекурская Пророко-Ильинская, Казанско-Богородицкая каменная церковь в селе Иркутском, Троицкая церковь в селе Сухобузимском. [32, С. 119]
Варлаам, архиепископ Тобольский и Сибирский. Канонизирован в 1984 году в лике святителей. День памяти –10 июня (по юлианскому календарю).
1.2. Краткая история местности
История заселения земель на территории современного Сухобузимского района относится к XVI—XVII вв. До прихода русских на землях района обитали кочевые племена качинцев и аринов, ушедших во второй четверти XVII в. в Хакасские степи. [49] Зарождение деревень в стороне от Енисейской артерии начинается после изгнания в 1703 г. большинства кочевых племен. За период 1710—1714 гг. возникают Седельниково, Воробино, Ковригино, Шестаково и называются по фамилиям пашенных крестьян, поставивших здесь свои первые дома. Примерно в это же время закладывается и Сухобузимское — в месте слияния рек Большого и Сухого Бузима.
Село было основано в степи, к северо-востоку от Красноярска, при слиянии двух речек — Большого и Малого Бузима. Опоясав село, оба притока соединялись и уже вместе бежали дальше — в Енисей. Степное приволье перемежалось осиновыми, березовыми перелесками, зарослями боярышника и черемухи. Место было богато грибами и ягодами, а реки – Енисей и Большой Бузим — рыбой. Малый Бузим так пересыхал за лето, что его в любом месте можно было вброд перейти, потому и прозвали село Сухим. [33, С. 186]
Сибирь и Дальний Восток. Сборная карта, склеенная из листов карт Атласа 1745 года. Императорская академия наук. СПб.
По данным исследователя В.А. Аференко, село Сухобузимское было основано в 1646 году отрядом казаков, посланных красноярским воеводой Петром Протасьевым. Через 100 лет после своего основания оно становится центром Сухобузимского присуда, а после возведения церкви – центром Сухобузимского прихода. В 1769 году в приходе насчитывалось 134 двора, 504 души мужского пола, в 1782 – 132 двора, 670 душ, в 1799 – 181 двор, 823 души. [33, С. 186]
В своих путевых дневниках, в части следования от Красноярска до Чулыма по Кемчугу, исследователь Д.Г. Мессершмидт, побывавший в верховьях реки Бузим так описывал эту местность: «21 Мая 1722. …В 9 часов вечера мы пришли к реке Бужим, через нее мы вынуждены были сделать фашины и перекинуть маленький мостик, здесь она берет свое начало… Наш путь от Бужима или Buzin шел на северо-восток… Здесь кругом ничего нет, кроме сплошного леса и болот, в нем водится много лосей и косуль, а также лис и тому подобное…» [35, С. 69]
Начиная с XVIII века Сухобузимская волость становится развитым земледельческим районом, давая значительную долю товарного хлеба в губернии, основная масса товарного зерна сбывалась либо на Енисейский тракт, либо в Красноярск. Территория района на раннем этапе находилась в подчинении у красноярского воеводы. В начале XVIII века она входила в Балчугский и Бузимский присуды.
В степи под селом паслись стада рогатого скота и табуны коней. Земля была плодородной, давала богатые урожаи хлеба, богатые покосы.
Заселение долины Бузима резко усилилось, стало массовым и плановым к середине XVIII века, когда направление Сибирского, или Московского, тракта было изменено от Тюмени на более южное – через Красноярск до Иркутска. В этот же временной период также повлияло на заселение обустройство Енисейского тракта, когда почти необустроенная дорога между Енисейском и Красноярском была преобразована в тракт с пятнадцатью почтовыми станциями. Он пересекал речки Бузим, его приток Шилу, Подъемную, ее приток Бартат и приток Бартата Мингуль.
В пореформенное время территория района являлась наиболее плотно заселенной. Здесь преобладали многолюдные старожильческие села: Атамановское, Подсопочное, Большой Балчуг, Сухобузимское, Седельниково, Шилинское. В волостном центре Сухобузимском к этому времени были открыты двухклассная школа, ремесленное училище, больница, общественный банк, склад земледельческих орудий, пожарное общество. В селе действовала Троицкая церковь, по понедельникам работал базар.
В «Кратком описании приходов Енисейской епархии» 1916 года указано: «С. Сухобузимское стоит на р. Сухой Бузим; недалеко от села протекает р. Большой Бузим, который сливается около села с р. Шилой. Село это расположено в здоровой степной местности. От епархиального города и ближайшей железнодорожной станции (Красноярск) с. Сухобузимское находится в 60 верстах». [39]
ГАКК Ф. 595, Оп. 58, Д. 178. ПЛАНЪ дачи села СУХОБУЗИМСКОГО Сухобузимской волости Красноярского уезда. 1871 г.
Фрагмент.
1.3. Краткая характеристика окружающей исторической застройки
О застройке села Сухобузимского времен постройки каменной Троицкой церкви – 1793-1801 годов – информации не сохранилось.
По данным учетной документации из фондов службы по государственной охране культурного наследия Красноярского края, в результате образования Енисейской губернии в 1822 году Сухобузимское стало волостным селом. Здесь вскоре было образовано земство с земской избой и заседателями. Эти здания образовали общественное ядро села вокруг здания Троицкой церкви.
Судя по плану, составленному исправляющим должность младшим землемером Павлом Фроловым и утвержденному губернским землемером Быковым и заседателем 3 участка Красноярского округа титулярным советником П. Зуевским в 1858 году, до середины XIX века застройка села Сухобузимского носила хаотичный характер. Полностью застроенной была стрелка Большого и Сухого Бузима, незначительное количество жилых кварталов неправильной формы располагались за рекой Сухой Бузим и на северо-востоке за Большим Бузимом. Берега каждой из двух речек соединяли по два моста.
Троицкая церковь занимала выгодное положение на крутом берегу реки Сухой Бузим, мимо нее с юго-запада на северо-восток проходила основная дорога, ведущая из села Погорельского в деревню Высотину.
Проектным планом 1858 года предусматривалось приведение системы кварталов к регулярности, спрямление улиц и создание ядра сельского общественного центра возле существующей каменной Троицкой церкви.
С севера от церкви предполагалась обширная площадь, с запада ограниченная участком для семей священника и священнослужителей, с востока от площади – комплекс общественных учреждений: существующее Волостное правление и планируемые здания Сельской расправы и Сельского училища. На их дворе предполагался навес для пожарных инструментов.
План существующий был снят 10 февраля 1854 года, так как в нижнем правом углу карты имеется дата рядом с грифом «Утверждаю» за подписью Енисейского гражданского губернатора.
ГАКК Ф. 595, Оп. 58, Д. 178. Проэктный планъ СЕЛА СУХОБУЗИМСКОГО КРАСНОЯРСКОГО ОКРУГА, распланированного въ 1858 году по меридиану магнитной стрелки.
Фрагмент.
Фрагмент. Описание строений. Существующие строения: 1. Церковь каменная. 2. Волостное Правление. 3. Общественный дом, занимаемый квартирой участкового Заседателя. Вновь предполагаемые строения:4. Место для домов священно-церковно-служителей. 5. Сельское училище. 6. Сельская расправа. 7. Навес для пожарных инструментов… 9. Винные подвалы и караульня… 12. Площадь. 13. Улицы и переулки. 14. Дворы и усадьбы. 15. Гуменники. 16. Мост…
ГАКК Ф. 595
По данным исследователя В.А. Аференко, в середине 1860-х годов после 2-го польского восстания сильно увеличился поток ссыльных в Сибирь. Чтобы не создавать в пересыльных тюрьмах большого скопления осужденных, администрация с 60-х годов XIX века начала направлять отдельные их партии, минуя Красноярск. Один этап проходил и через село Сухобузимское.
С Московского тракта ссыльные направлялись на Додоновскую переправу и далее через Сухобузимское на Енисейский тракт. В селе им предстояла ночевка, перед которой во избежание побегов на них надевали кандалы. Производилась эта процедура, как правило, на горе на восточной окраине села, которая получила название Кандальской. Некоторые из ссыльных определялись на поселение в самом Сухобузимском., Оп. 58, Д. 178 План дачи села Сухобузимского Сухобузимской волости Красноярского уезда. 1871 г.
Фото из фондов МБУ «Сухобузимский районный краеведческий музей». 1935 г. Вид с юго-запада.
Судя по фотографии 1935 года крупный объем церкви на бровке береговой линии возвышался над окружающей одноэтажной застройкой.
В настоящее время общий характер застройки села изменился незначительно.
Центральная часть села Сухобузимского, красным цветом обведена Троицкая церковь.
Вид с севера со стороны ул. Ленина. Красным цветом обозначен монумент на братской могиле, желтым цветом – мемориальный камень И.В. Сурикову.
Со стороны улицы Ленина по-прежнему расположена большая просторная территория, на которой находятся два мемориальных объекта. Один из них – объект культурного наследия – памятник истории регионального значения «Братская могила четырех партизан-коммунистов, погибших при ликвидации бандгруппы в 1922 году» (местоположение: Сухобузимский район, с. Сухобузимское, 50 м от Дома культуры (ул. Ленина, 33).
Сооружение представляет собой бетонную стелу в форме неправильного многоугольника. Справа на стеле горельефное изображение мужчины в полный рост, вооруженного винтовкой с примкнутым штыком. Слева контррельефное изображение звезды. Территория перед могилой выложена бетонными плитами, не огорожена.
Памятник истории регионального значения «Братская могила четырех партизан-коммунистов, погибших при ликвидации бандгруппы в 1922 году».
Кроме этого, с восточной стороны от церкви установлен памятник отцу В.И. Сурикова – Ивану Васильевичу Сурикову, хотя архивных свидетельств его захоронения у стен церкви, а не на сельском кладбище, обнаружить не удалось.
Вид с востока. Красным цветом обозначен монумент на братской могиле, желтым цветом – мемориальный камень И.В. Сурикову.
Мемориальный камень И. В. Сурикову.
Вероятнее всего, И.В. Суриков был захоронен не на церковной территории, а на кладбище. Об этом свидетельствуют воспоминания исследователя В.А. Аференко, который в 1952 году видел надгробную плиту на могиле Ивана Сурикова на кладбище. В этот период в селе функционировали два кладбища – старое – за рекой Бузим в районе нынешнего стадиона, и новое – существующее до настоящего времени. Кроме того, в Описи имущества Троицкой церкви 1923 года, плита с фамилией Суриков не значится. Установленный памятный знак имеет исключительно мемориальное значение.
С западной стороны в середине 1970-х годов был возведен Клуб (Дом культуры), несколько ограничивший обзор церковного здания со стороны главного входа.
Вид на Троицкую церковь со стороны речки Сухой Бузим. 12.10.2015 г. Слева от церкви – здание МБУК Дом культуры Сухобузимского района (обведено желтым контуром).
В 2015 году были начаты работы по благоустройству набережной Сухого Бузима в районе церкви и Дома культуры.
Вид на Троицкую церковь со стороны речки Сухой Бузим. 12.10.2015 г.
Площадка на берегу речки Сухой Бузим. 27.08.2016.
Площадка на берегу речки Сухой Бузим. 12.10.2015.
1.4. История возникновения (строительства) объекта
На карте С.У. Ремезова, вошедшей в состав «Чертежной книги Сибири», приводится чертеж Красноярского острога, составленный около 1700 года, где вверх по Енисею от Красноярска на реке Бузим обозначена «слобода Бузинска». На чертеже указанного населенного пункта кроме одноэтажных домиков, обозначающих жилую постройку, изображена и церковная постройка. Это говорит о том, что церковь в «Бузинской слободе» существовала еще на рубеже XVII-XVIII веков. В устье реки Бузим в этот же период также существовало поселение с названием Бузим, в котором находилась церковь Ильи Пророка, позже, после решения об упразднении населенного пункта из-за регулярных весенних затоплений, указанный Пророко-Ильинский приход был перенесен в Кекур. Оба населенных пункта в документах Тобольской духовной консистории фигурируют с названием «Бузим». Отдаленность на карте С.У. Ремезова «слободы Бузинской» от устья реки Бузим позволяет предположить, что это Сухобузимская церковь. Но более основательные выводы можно будет сделать после проведения археологических исследований.
Чертеж земли Красноярского города Caert van het Landt des Stads Krasnoyarscoy : лист [15]. — [Б. м-ба]// Чертежная книга Сибири, составленная Тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году. — Санкт-Петербург : Археографическая комиссия , 1882.
Фрагмент «Чертежа земли Красноярского города» С.У. Ремезова.
В фонде Тобольской духовной консистории в Тюмени сохранились два дела по определению дьякона и священника в Троицкую Сухобузимскую церковь Красноярского заказа, датированные 1760 годом.
Удалось установить, что в мае 1764 года в Сухобузимской церкви случился пожар, уничтоживший церковное здание. В «Журнале указов Тобольской духовной консистории, промеморий Красноярской воеводской канцелярии, рапортов и доношений церквей Красноярского заказа и других входящих документов за 1767-1772 г.» в графе за 30 мая 1764 года значится документ: «Рапорт села Сухобузимского старосты церковного Василья Едмина о сгорании в том селе церкви». [2, С. 2]
ГАКК Ф. 592, Оп. 1, Д. 21 Журнал указов Тобольской духовной консистории, промеморий Красноярской воеводской канцелярии, рапортов и доношений церквей Красноярского заказа и других входящих документов за 1767-1772 г. Л. 2.
Сам рапорт не сохранился, но наименование его в указанном реестре дает возможность понять хронологию событий. В том же Журнале 3 января 1768 года указан документ: «списки соборной церкви священника Тобольского онеда же Его Преосвященства озаложении всухобузимском селе … деревянной церкви грамматы». [2, С. 5 об.]
ГАКК Ф. 592, Оп. 1, Д. 21 Журнал указов Тобольской духовной консистории, промеморий Красноярской воеводской канцелярии, рапортов и доношений церквей Красноярского заказа и других входящих документов за 1767-1772 г. Л. 2.
Грамота о разрешении постройки храма была дана в 1769 году и была учтена в описи имущества Сухобузимской Троицкой церкви. В той же описи указана рукописная грамота на освящение храма от 1770 года. [24, С. 14]
Еще об одном документе говорится в «Кратком описании приходов Енисейской епархии» за 1916 год: «О времени открытия Сухобузимского прихода точных сведений нет, но из старинной грамоты, хранящейся в церковном архиве видно, что приход существовал еще в 1767 г., состоял в Ачинском у. (уезде) Сибирской епархии». [1, С. 34] Вероятно, все более ранние документы сгорели при пожаре в церкви в 1764 году. Какой именно документ 1767 года уцелел, не известно, при следующей ревизии 1923 года он уже не указан.
До проведения археологических работ сложно с уверенностью утверждать находилась ли деревянная Троицкая церковь рядом с построенной в последствии каменной на берегу речки Сухой Бузим, или на другом участке. Но имеются факты, косвенно говорящие об этом. По свидетельству старожилов села, в 1970-х годах при устройстве котлована для строительства Дома культуры западнее Троицкой церкви, на этом участке был обнаружен некрополь значительных размеров. [34, С. 11] Возможно, именно возле старой деревянной церкви он и был расположен. Известно также, что каменную церковь возвели из-за обветшания деревянной [4, С. 3] и перед освещением переносили утварь из старой церкви в новую. Это свидетельствует о том, что новая церковь не была построена на месте старой.
ГАКК Ф. 595, Оп. 58, Д. 178. Проэктный планъ СЕЛА СУХОБУЗИМСКОГО КРАСНОЯРСКОГО ОКРУГА, распланированного въ 1858 году по меридиану магнитной стрелки. (Желтым контуром показан участок каменной Троицкой церкви в 1858 году, зеленым прямоугольником внутри участка показана проектируемая территория церкви. Красным прямоугольником показан участок также «на красном месте» — на бровке береговой линии, который, вероятно, был участком деревянной Троицкой церкви.).
На проектном плане Села Сухобузимского 1858 года западнее существующего участка церковной ограды, обозначенного серым цветом, можно увидеть еще один прямоугольный участок меньшего размера, слегка вытянутый в широтном направлении по бровке береговой линии. Цвет его заполнения не совпадает с цветом жилых кварталов. Можно предположить, что именно этот участок являлся территорией деревянной Троицкой церкви.
Более подробную информацию об указанной деревянной Троицкой церкви в рамках данного исследования обнаружить не удалось, кроме общих сведений, которые могут дать ведомости о составе приходов. В Ведомости 1781 года приходов Тобольской епархии в приход Сухобузимской Троицкой церкви Красноярского уезда входили 164 двора, 1367 душ, из них 652 – мужского пола, 715 – женского.
Из ведомости 1781 года о составе приходов Тобольской епархии. Красноярский уезд. Малашин Г. Красноярская (Енисейская) Епархия РПЦ: 1861-2011 гг. – Красноярск, Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011. C. 61.
По данным, указанным исследователем В.А. Аференко, в это время в Сухобузимский приход входили села Сухобузимское, Воробино, Седельниково, Высотино, Толстомысово, Подсопошное.
К 1790-м годам деревянная Троицкая церковь, построенная 1768 году, пришла в такую ветхость, что было «по причине совершения обветшалости церковно служение отправлять небезопасно» [4, С. 3]. В связи с этим в 1793 году была заложена «по грамоте Его Высокопреосвященства в Сухобузимском селе вместо обветшалой деревянной каменной двоепортаментная церковь во именование в нижнем Живоначальныя Троицы а в верхнем Святых Первоверховных Апостол Петра и Павла». [4, С. 8]
Рукописная грамота на постройку каменного храма от 1792 года хранилась в Сухобузимском приходе до его разорения большевиками и была зафиксирована в Описи церковного имущества от 14 мая 1923 года. [24, С.14]
Из рапортов в Красноярское Духовное правление удалось узнать, что церковным старостой был Егор Лалетин, не доживший всего месяц до освящения ее в июне 1801 года. [4, С. 447]
Заказчиком на строительство от лица Красноярской духовной консистории выступил протоиерей Алексей Алексеев, первым священником новой каменной Троицкой церкви был Василий Евтихиев (в некоторых других документах – Евтихеев). [4, С. 7]
Деньги на строительство церкви жертвовали «доброхотнодатели», о чем свидетельствует рапорт в Красноярское духовное правление строителя Троицкой церкви мещанина Павла Журавлева. [4, С. 9] Избрание церковного старосты и сбор им денежных средств проходил под контролем Сухобузимского волостного правления, в 1801 году главой его был Федор Тюменцев. [4, С. 448 об.]
ГАКК Ф. 592, Оп. 1, Д. 261, С. 488 об. Печать головы Сухобузимского волостного правления.
В том же письме от 1800 года отец Василий указывает, что «каменная двоепрестольная церковь во именование в нижнем Живоначальныя Троицы а в верхнем Святых Первоверховных Апостол Петра и Павла в Совершенного Строителем окончания Приведена, и в первом все потребно кое священие и церковного служению состояния уже в готовности» [4, С. 7].
На колокольне было установлено 5 колоколов, очевидно перенесенных из ветхой деревянной церкви, судя по доношению священника Сухобузимской церкви Василия Евтихеева от 11 января 1801 года:
«- первый в 15 пудов,
— второй в 7 ½ пудов,
— третий в 4 пуда,
— четвертый в 3 пуда,
— пятый в 1 ½ пуда». [4, С. 8]
Общий вес колоколов при этом был незначительным – всего 31 пуд (507,78 кг).
Кирпичные столбы первоначальной колокольни с пилястрами в уровне 2 этажа.
В доношении священника также указано «в новой (церкви) в нижнем этаже устроено оконце слюдяное» [4, С. 4 об.]. Какое именно из окон 1-го этажа было выполнено из слюды, выяснить не удалось. Так как слюдяные окна из-за плохой герметичности выполняли чаще в холодных помещениях, вероятно это было окно колокольни.
Сохранились описания росписи теплого храма, зафиксированные большевиками при ревизии в 1923 году: «В нижнем храме, в алтаре на стенах изображены: Бог Саваоф, Иоанн Креститель, Богоматерь, Св. Дух и херувимы и в храме: на стенах купола Господь Вседержитель, 4 Евангелиста, Иисус Христос, Св. Иннокентий Иркутский, Чудотворец Николай и Св. Дмитрий Ростовский». [24, С. 14]
По свидетельству жителей села Сухобузимского, в советский период росписи в интерьерах были закрашены.
После пожара 1982 года в заброшенном здании церкви фрагменты росписей уцелели только в распалубках окон, над арочными сводами и в дверном проеме между притвором и трапезной.
Фрагменты росписей в нижнем теплом храме. Фото Брянской А.М. 09.09.2019 г.
Фрагменты росписей в нижнем теплом храме. Фото Шкуропатской А.Ю. 24.06.2019 г.
К 1801 году был выполнен новый иконостас «новорезной исвитыми столбами, царские ворота резные с личною работою, образа все… иконостас вызолочен». «К царским вратам завеси тафты голубой. Воздухов и покрывал 4 пары шелковых». [4, С. 8 об.] Также священник пишет о том, что в нижнем этаже новой каменной церкви «Иконостас резной позолоченной весь с иконами вновь намелеванными» [4, С. 8 об.].
Сохранились данные о размерах иконостаса Троицкой церкви в описании церкви 1916 года: «иконостасы длиною 9 ¼ арш. высотою нижний 6 арш., а верхний 9 арш.». [73]
О лицах, выполнивших иконостас Сухобузимской церкви, информации найти не удалось. Но исследователи, изучавшие материалы по строительству храмов на территории Приенисейского края рубежа XVIII-XIX веков, пришли к выводу, что в этот период значительную практику имели енисейские и красноярские резчики и иконописцы. [37]
Учитывая большую схожесть в приемах возведения Троицкой церкви в Сухобузимском с Успенской церковью в городе Енисейске, можно предположить, что и иконостас также выполняли мастера, приглашенные из Енисейска. Анализу иконостаса Успенской церкви посвящено исследование Исаевой Н.Н., опубликованное в 2004 году. [41] В нем указывается, что сохранившийся до настоящего времени иконостас нижнего теплого храма Енисейской Успенской церкви был также выполнен в 1800-х годах.
Иконостас Успенской церкви г. Енисейска. Фото Интернет-ресурса: http://sibargument.ru/club/reading/1_rozhdestvenskie-chteniya-v-krasnoyarske.html
Несколько элементов иконостаса Успенской церкви были заменены и имеют другую датировку, однако в целом он сохранил архитектурное оформление и представляет собой единый ансамбль.
Полукруглое зеркало иконостаса разделено на два яруса. Его архитектурный декор составляют витые колонны, филенчатые пилястры и ступенчатые карнизы (сандрики) над местными иконами. Ионические капители колонн и пилястр имеют резные волюты, которые своей пластикой обогащают плоскую накладную лиственно-цветочную орнаментику иконостаса.
Рамы местных икон увенчаны сложными по рисунку объемными резными очельями, составленными из волют и пальметт, стилизованных наподобие гребешков. Праздничный чин Успенского иконостаса составляют семь икон овальной формы.
Над царскими вратами традиционно помещен образ Тайной Вечери. Слева расположены: Рождество Богоматери, Преображение и Сретение. Справа – Богоявление, Рождество Христово и Троица Ветхозаветная. Размещенный в двух уровнях ансамбль праздничных икон хорошо читается благодаря единообразной форме досок.
В состав апостольского чина входят образа четырех Евангелистов и апостолов Петра и Павла. Тема небесного предстояния апостолов раскрывается через небесно-облачные фоны икон и изображения двух херувимов на малых боковых образах.
Иконы Успенского иконостаса написаны маслом, что свидетельствует о распространении в начале XIX века новой техники живописи среди енисейских иконописцев. Частичные расчистки, выполненные реставраторами, позволяют утверждать, что не только архитектурный и орнаментальный декор, но и живопись Успенского иконостаса отличается высоким художественным уровнем. [41]
В коллекции Сухобузимского музея сохранилась икона из иконостаса Троицкой церкви. На ней изображены евангелисты Петр и Павел с ангелом. После экспертной оценки можно будет сделать вывод о том, принадлежала ли Сухобузимская икона Петра и Павла кисти того же мастера, что и иконы Успенской церкви в Енисейске и можно ли говорить о сходстве окладов, и возможности принять Енисейский иконостас за аналог Сухобузимского.
Фрагмент иконостаса Сухобузимской Троицкой церкви из фондов МБУ «Сухобузимский районный краеведческий музей».
Жителям села Сухобузимского удалось сохранить несколько икон во время разорения большевиками Троицкого храма, в том числе престольную икону Пресвятой Троицы, которая в настоящее время находится в Сухобузимском приходе.
Икона св. Троицы из Сухобузимской Троицкой церкви, хранящаяся в Сухобузимском Приходе.
Икона Спаса Нерукотворного, изрезанная ножом, из Сухобузимской Троицкой церкви, хранящаяся в Сухобузимском Приходе.
В новую каменную церковь был перенесен антиминс, а также имущество из ветхой деревянной [4, С. 3]. В описи, составленной перед освящением в 1801 году, перечислены кресты, серебряные сосуды и блюда для богослужебных целей, большое количество церковных книг. [4, С. 4 об.]
ФГБУК «Государственный исторический музей». Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. Лист 97. Ранее 1876 г. На реке Иртыш в Тобольской губ.; Ранее 1896 г. Из Сухобузимской обл., Красноярского окр., Енисейской губ.
В сводном каталоге деревянной скульптуры и орнаментальной резьбы иконостасов Приенисейского края XVIII-XIX веков указывается, что в нижнем храме Троицы Села Сухобузимского располагалось распятие, точное место его расположения не указано.
Там же описываются свидетельства почитания резных образов: украшение скульптурных изображений «парчовым облачением», служение перед ними молебнов. Приводится фото аналогичного Сухобузимскому образа Иисуса Христа, распятого на кресте с предстоящими Девой Марией и Иоанном Богословом. [36, С. 14]
В исследовании К.Ю. Шумова приводится выписка из № 11 Енисейских епархиальных ведомостей 1894 года, где указано, что среди убранства интерьеров нижней церкви известно скульптурное резное изображение распятия, окаймленное деревянным кругом. [38]
Распятие с предстоящими церкви Михаила архангела села Кемского Енисейского уезда. Исаева Н.Н. Деревянная скульптура и орнаментальная резьба иконостасов Приенисейского края XVIII-XIX вв. Сводный каталог.- Красноярск: Офсет, 2000. С. 14.
Освещало храм «медное паникадило весом 2 пуда с половиной,.. 4 лампады медных больших и 7 малых». [4, С. 8 об.]
ГАКК Ф. 592, Оп. 1, Д. 261 «Дело об освящении вновь выстроенной церкви в селе Сухобузимском, о постройке в селе Нахвальском новой церкви, о смерти Императора Павла Петровича». 1801 г. СС. 6 об, 7.
Благословенная грамота на освящение Троицкой церкви была дана Варлаамом, Архиепископом Тобольским и Сибирским 7 февраля 1801 года. [4, С. 7]
«Божию Милостию.
Варлаам Архиепископ Тобольский и Сибирский.
Красноярскому закащику Протоиерею Алексею Алексееву в представленном нам из Красноярского Духовного Правления Доношении с прошения поданного в оное Красноярского заказа Сухобузимского села Троицкой церкви от священника Василия Евтихиева объявлено что обложенная в означенном с тем вновь каменная во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы церковь в совершенное строением окончание приведена, … принадлежащим к благоволению церковному потребности удоволствована и ко освящению состоит в готовности причем приготовленному во оной церкви церковному имуществу опись приложена а потому и просило оное духовное Правление о присылке на освящение оной вновь построенной благословенной Грамматы, того ради Благословляем вам Протоирею Алексееву в означенном Сухобузимском селе вновь построенную Каменную во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы церкви Прежним Святым антиминсом в положенное по уставу время по чиноположению церковному Соборе освятить и по освящении велеть в ней свяшеннослужение исправлять потом к нам отрепортовать с сей же грамматы списать копию иметь в духовном Правлении а подлинную списать в церковное хранение. Сия граммата описана лета Господня 1801 февраля 7 дня.
По подлинной Благословенной Грамате в Сухобузимском селе церковь во имянование Святыя и Живоначальныя Троицы Соборе Освящена 1801 года Июня 30. Протоирей Алексей Алексеев.
Церковной староста Гордей Першин подлинную грамоту… Сухобузимского села священник Василий Евтихеев росписался.
Получена 1801 года января».
Судя по плану, составленному в 1916 году с целью страхования церковного здания, в Сухобузимской Троицкой церкви в этот период имелась одна печь голландского типа. [73]
РГИА Ф. 799, Оп. 33, Д. 480 Страховые документы на церковное имущество по Енисейской епархии, Л. 77. Красным цветом указаны первоначальные габариты церкви.
Голландские кирпичные печи для отопления помещений появились в России в первой половине XVIII века и были широко распространены до XX века [69]. Имели большую высоту и прямоугольную форму. Топливная камера имела значительные размеры и глухой под без колосниковой решётки.
Чугунная дверца от церковной печи хранится в фондах Сухобузимского музея. На фото видны отверстия для забора холодного воздуха в нижней части.
Чугунная дверца печи теплого храма из фондов МБУ «Сухобузимский районный краеведческий музей».
Дымоход голландских печей выполнялся многооборотным, состоял из 3—10 (обычно 6-ти) вертикальных каналов, соединённых последовательно. Положительными качествами голландки являлись простота конструкции и хороший прогрев её нижней части.
В некоторых печах голландского типа в XIX веке устраивались так называемые насадки. В начале оборотов укладывали плиты, на которые помещали чугунные обломки. Чугун, нагреваясь сразу же после начала топки, доставлял в комнату теплый воздух еще до нагревания зеркала печи. В печах с насадкой первые нижние обороты делались винтами, верхние — колодцами. Если же все обороты были вертикальные, то насадки помещали в колодцах, проводящих дым вверх, а не вниз.
Выкладывали печи одновременно с выведением вчерне стен и крыши, и начинали топить непосредственно после покрытия кровли здания, чтобы сразу начать просушку конструкций. Если печи сооружались в холодное время, то прежде вставляли в окна переплеты со стеклами, чтобы от перемены температуры не потрескалась изразцовая полива.
Печи старались ставить на особый фундамент, а не на полы. Печной фундамент был предпочтительней деревянных стульев. Его делали глубиной около 1,5 аршин (106 см), в глинистых грунтах — до 2,5 аршин (178 см). Характерным признаком для голландки была внешняя отделка изразцами либо кафельными плитками, также могла быть отделка из облицовочного кирпича или железа.
В Енисейске изразцовые печи появились с конца XVII века. Архивные исследования и археологические раскопки позволили сделать вывод о достаточно большом количестве изразцовых печей, выполненных сибирскими мастерами по образцам из европейской России. Енисейское изразцовое дело 2 половины XVIII века было представлено красноглиняными полихромными рельефными плитками, впервые обнаруженными в 2003 году в придельном храме Покрова Богородицы Спасского собора, а затем в Богоявленском соборе, где рельефный орнамент плиток был выполнен на белом и зеленом фоне в виде косых волн и переплетения стеблей с желтыми, голубыми и коричневыми цветами. Авторы исследований енисейских изразцов говорят о возможном наличии изразцовых печей в Воскресенской, Преображенской, Троицкой церквях и делают вывод о существовании керамического производства в городе Енисейске и широком распространении полихромных изразцов. [72, Сс. 80-82]
В соответствии с методическими рекомендациями Министерства культуры СССР, Московского проектного института по реставрации памятников истории и культуры Спецпроектреставрация «Отопительные приборы в памятниках архитектуры XVIII-XIX вв.», параметры рядовых изразцов 1790-х годов имели высоту 250 мм, ширину около 200 мм. Толщина плитки в разных частях была не одинакова – по краям (за пределами румпы) пластина выполнялась толще: по центру – 15, 20 либо 22 мм, по краям 22-30 мм. Кромка пластины изразца была скошена внутрь, что позволяло укладывать изразцы вплотную друг к другу, почти без шва, угол откоса – 76-86°. Для всех указанных изразцов характерно было наличие кракелюр. Криволинейные изразцы этого периода отсутствуют. [70, Сс.21-23]
Средний срок службы печи – около 50 лет, вероятнее всего, печь в Троицкой церкви перекладывалась в тех же габаритах на том же месте. Более точный анализ габаритов и покрытия печи, сложность и разнообразие печного набора можно будет понять после проведения археологических работ. Вероятно, именно с размещением печи было связано отсутствие оконного проема в этой части трапезной Троицкой церкви. Отсутствие третьего проема на северной стене 1-го этажа храмового четверика может свидетельствовать о том, что там находилась вторая печь, точную информацию об этом также смогут дать археологические работы на объекте.
К 1801 году полностью был построен и освящен только первый этаж Троицкой церкви, сбор средств на достройку вели и в 1810-х годах, о чем свидетельствуют шнуровые книги. [7]
Возможно, тобольский архиепископ Варлаам при выдаче «храмозданной грамоты» руководствовался теми же соображениями, что и при строительстве других аналогичных каменных церквей того периода. Сохранилась, в частности, переписка архиепископа Варлаама со священниками прихода села Верхне-Инбацкого, касающаяся возведения Успенской церкви (заложена в 1796 году). В грамоте Варлаам предписывает первоначально церковь «для прочности и надежности зделать одноэтажную… нестолько бы верхняя церковь нижней тягости могла причинить и опасности». [37] Поэтому достройка второго этажа была выполнена через несколько лет, после того, как окончательно убедились, что основание церкви и первый этаж достаточно прочны. Кроме того, за этот период были собраны дополнительные денежные средства на строительство.
Возведение каменной церкви представляло собой крупное строительное мероприятие. Доставка строительных материалов в этот период велась в основном из Енисейска – главного строительного центра того времени. К 1790-м годам у енисейских духовных властей уже существовал опыт организации каменного строительства в отдаленных населенных местах и транспортировки больших партий строительных материалов по Енисею и его притокам. В частности, подробные сведения о поставках кирпича, извести, листового железа, железных связей и решеток, пруткового олова и слюды на строительство каменной Троицкой церкви Туруханского монастыря сохранили его приходно-расходные книги 80-90-х годов XVIII столетия. [37] Можно предположить, что строительные материалы в Сухобузимское были доставлены вниз по течению Енисея из Красноярска, где к этому времени имелись проверенные кирпичные производства. В ходе обмерных работ были обнаружены клейма на кирпичах 1-го этажа Троицкой церкви, которые могут помочь в идентификации строительных материалов.
Что касается мастеров, выполнявших работы по возведению церкви, можно предположить, что это были каменщики из Енисейска, так как среди всех церквей этого периода композиционно и стилистически к Сухобузимской Троицкой церкви наиболее близка Успенская церковь Енисейска. Енисейскими каменщиками были возведены в это время и другие церкви региона: 1788-1806 годах каменная Троицкая церковь Туруханского монастыря, Благовещенская церковь, возведенная в 1795-1799 годах в селе Ярцевском, Преображенский собор в Старо-Туруханске (Новой Мангазее) в 1820-х годах [37].
Клейма на кирпичах в интерьере 1-го этажа Сухобузимской Троицкой церкви. Фото Путятовой Н.А. 24.06.2019 г.
Возможно, строительные материалы закупали в разных местах, в частности, железо для кровли закупали в 1822 году в городе Томске, о чем свидетельствует заметка в Тетради для записи прихода и расхода [7].
Завершение строительства холодного храма Петра и Павла на втором этаже здания затянулось до середины 1810-х годов. На достройку верхнего храма прихожане собирали деньги дополнительно, по данным церковного старосты Павла Журавлева, к 1807 году пожертвования внесли 87 человек. После 1807 года по причине болезни и старости П. Журавлева сбор пожертвований был передан крестьянину Зиновию Мурзину. [7]
За это время для новой церкви был приобретен большой колокол весом 65 пудов 10 фунтов, отлитый 4 августа 1804 года Михаилом Москвиным, уральским мастером из Невьянска – центра чугуноплавильного и железоделательного производства [24, С. 14]. Известно, что М. Москвин в 1802 году отлил колокол в 188 пудов 35 фунтов для Красноярского Воскресенского собора, очевидно, качество литья было высоко оценено местным священноначалием, и Москвин получил заказ для Сухобузимской Троицкой церкви. [42]
Судя по данным ревизии, проводившейся в церкви большевиками в 1923 году, половина окон храма были слюдяными [24, С. 14]. Вероятно, это были окна второго этажа, так как при описании окон первого этажа в 1801 году говорилось только об одном «оконце слюдяном». [4, С. 4 об.]
О них же писал В.И. Суриков в своих воспоминаниях о детстве в Сухобузимском: «Место степное. Село. Окошки там еще слюдяные; песни, что в городе, не услышишь. Масленичные гулянья. Христославцы на Рождестве по домам ходили. Иконы перед праздником льняным маслом натирали, а ризы серебряные – мелом…» [44, С. 21].
Ни в одной церкви Красноярского края не удалось обнаружить сохранившихся до наших дней слюдяных окон. Немного их и в музейных коллекциях. В основной экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея имеется два слюдяных окна в деревянных рамах, где кусочки слюды выложены в виде геометрического рисунка и скреплены металлическими перемычками.
Также при ревизии церковного склада были обнаружены колена водосточных труб [24, С. 14], это говорит о том, что на кровле был выполнен организованный водосток. Определить конфигурацию водосточных труб по единственной сохранившейся фотографии не представляется возможным из-за ее плохого качества. Аналогом могут служить водосточные трубы Успенской церкви города Енисейска, выстроенной в тот же временной период. Преображенская церковь Енисейска, которую также можно было бы рассматривать как аналог Сухобузимской Троицкой церкви, имела водосточные трубы только выше уровня 1-го этажа.
Слюдяные окна из основной экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея. Фото Куклинского И.В. 02.06.2020 г.
По данным К.Ю. Шумова, работы по возведению церкви были полностью завершены к началу 1817 года. 30 апреля крестьяне села Сухобузимского обратились к духовным властям с прошением об освящении выстроенного здания. При этом они сообщали о завершении работ по внутреннему обустройству церкви: о готовности иконостаса и наличии полного комплекта церковной утвари. Церковь с двумя престолами – Пресвятой Троицы и Петра и Павла — была освящена в 1817 году. [37]
Хотя кровельные работы не были еще закончены к 1817 году. Крыть кровлю железом начали только в 1822-1825 годах. [7]
При выполнении кровельных работ был сделан организованный водосток. Об этом свидетельствуют данные описи церковного имущества 1923 года, где указывается, что среди прочего на складе обнаружены 2 колена водосточной трубы. [24]
На фасадах сохранились ухваты водосточных труб.
Ухваты водосточных труб. Фото Шкуропатской А.Ю. 24.06.2019 г.
1.5. Архитектурно-художественный анализ объекта
Двухэтажное кирпичное здание церкви расположено в центре села, на террасе реки Сухой Бузим. Вдоль оси восток — запад последовательно располагаются: полукруглая алтарная апсида с тремя оконными осями на первом и втором этажах, храмовый четверик (в две оси на первом этаже и в три оси на втором этаже) и трапезная (в одну оконную ось на северном фасаде и две на южном в уровне первого этажа и две оси – в уровне второго этажа). Храмовый четверик и трапезная имеют одинаковую ширину.
План 1 этажа
План 1-го этажа Троицкой церкви в селе Сухобузимском на начало XIX века. Графическая реконструкция К.Ю. Шумова.
В 1891-1892 годах колокольня была обстроена пристройкой, также перестроенной в уровне 2-3 этажей в советское время. Стены первоначальной колокольни в советский период были разрушены, от них сохранились столбы по углам, соединенные с объемом трапезной железными связями.
План 1-го этажа Троицкой церкви в Сухобузимском, выполненный АО «НТП» в 2016 г.
Страховые документы 1916 года, хотя и имеют некоторые неточности, дают представление о том, как выглядела церковь после возведения пристройки и до разрушения стен колокольни и храмовых завершений выше второго этажа, то есть в период с 1891 по 1936 годы. [73]
РГИА Ф. 799, Оп. 33, Д. 480 Страховые документы на церковное имущество по Енисейской епархии, Л. 77.
Фото Сухобузимской Троицкой церкви 1930-х годов. МБУ «Сухобузимский районный краеведческий музей».
Помещения первого этажа: храмовый четверик и трапезная перекрыты коробовым сводом с высокими надоконными распалубками.
Интерьер 1-го этажа. Вид с запада на восток. Фото Бекасова М.М. 09.09.2019 г.
Интерьер 1-го этажа. Вид с востока на запад. Фото Брянской А.М. 09.09.2019 г.
Алтарная апсида перекрыта конхой с высокими надоконными распалубками.
Алтарная апсида 1-го этажа. Фото Бекасова М.М. 09.09.2019 г.
Фасады здания расчленены широкими лопатками, отмечающими места примыкания внутренних капитальных стен.
Южный фасад и лопатки южного фасада. Фото Брянской А.М. 09.09.2019 г.
Северный и южный фасады имеют различное количество композиционных осей в уровне 1-го и 2-го этажей.
На южном фасаде трапезная решена в 2 композиционные оси. В храмовой части в уровне 2-го этажа симметричное решение в 3 оконные оси, в уровне 1-го этажа – 2 оконные оси.
Южный фасад. Фото Брянской А.М. 09.09.2019 г. (I – первый этаж 1793-1801 гг.; II – второй этаж 1802-1817 гг.; III – пристройка к колокольне 1891-1892 гг.; IV – перестроенная часть пристроки с целью приспособления здания под клуб – после 1937 г.; V – заделка части стены в рамках проекта консервации АО «НТП» 2017 г.).
РГИА Ф. 799, Оп. 33, Д. 480 Страховые документы на церковное имущество по Енисейской епархии, Л. 77. (В проекте ошибочно не указано центральное окно алтарной апсиды).
На северном фасаде в храмовой части композиция в уровне 2-го этажа симметрична, решена в 3 оси оконных проемов, в то время как в уровне 1-го этажа – в 2 оси проемов: 1-й – оконный, 2-й — дверной. О двери в первом этаже храмовой части говорится в описании церковного строения для страховой оценки: «дверей наружных 2 шт.:… боковая стеклянная с ставнем обитым железом».
Также в трапезной – в уровне 2-го этажа два проема, симметричных относительно центральной оси трапезной, в уровне 1-го этажа – одна оконная ось с восточной стороны. Вторая оконная ось отсутствует в связи с размещением печи в северо-западном углу. Возможно, по этой же причине отсутствует одна оконная ось в храмовой части в уровне 1 этажа, логичным было бы предположить здесь размещение еще одной печи у дверного проема.
В северном фасаде пристройки, выполненной вокруг колокольни, судя по чертежам 1916 года, первоначально были выполнены два проема – дверной в уровне 1-го этажа и оконный в уровне 2-го этажа. Также, судя по чертежу фасада 1916 года и фото 1935 года, пристройка имела межэтажный карниз, совпадающий по высоте с карнизом храма и высоту, меньшую высоты трапезной. [73] В настоящее время междуэтажного карниза нет, пристройка имеет 3 этажа, а не 2, как было первоначально, а также дополнительные оконные проемы. Судя по тому, что проемы не пробиты, а выполнены вновь, очевидно, что стены 2 и 3 этажей пристройки были переложены в ходе приспособления под клуб после 1937 года.
Северный фасад. Фото 2015 года. Фото Бекасова М.М. 09.09.2019 г. (I – первый этаж 1793-1801 гг.; II – второй этаж 1802-1817 гг.; III – пристройка к колокольне 1891-1892 гг.; IV – перестройка верхней части пристройки с целью приспособления здания под клуб – после 1937 г.; V – покрытие здания, выполненное в рамках проекта консервации АО «НТП» 2017 г.).
Северная стена пристроя к колокольне, видно, что поздние проемы не пробиты, кирпич 1-го и 2-го этажа отличается по цвету.
РГИА Ф. 799, Оп. 33, Д. 480 Страховые документы на церковное имущество по Енисейской епархии, Л. 77. (Ошибочно не показан дверной проем в пристройке вокруг колокольни, на плане в том же чертеже и в реальности он имеется).
Оконные проемы с полуциркульными перемычками имеют кирпичные рамочные обрамления, форма которых различается по этажам. На первом этаже обрамления «ушастого» типа с оригинальными дугообразными «ушами». На втором этаже обрамления с использованием «S»-образного мотива и омегообразными «бровками». Амбразуры оконных проемов второго этажа обведены декоративным пояском в виде пунктирной линии.
Южный фасад и лопатки южного фасада. Фото Брянской А.М. 09.09.2019 г.
Алтарная апсида решена в 3 оконных оси в уровне 1-го и 2-го этажей.
Восточный фасад. Фото 2015 года. Фото Бекасова М.М. 09.09.2019 г.
Первоначальная колокольня была обстроена пристройкой в середине XIX века, к 1890-м годам пристройка начала разрушаться, и была демонтирована в 1891 году. Новая пристройка была выполнена в 1891-1892 годах. В ходе приспособления церковного здания под клуб после 1937 года стены пристройки были перестроены от уровня 2-го этажа. Разрушенную после пожара южную часть пристройки восстановили в 2017 году в соответствии с проектом консервации, выполненном АО «НТП». Крыльцо не сохранилось, данные о его габаритах и конфигурации необходимо выяснить в ходе проведения археологических работ.
Вид с юго-запада. Фото 2015 года. Фото Бекасова М.М. 09.09.2019 г.
Внутри объема перестроенной колокольни сохранились фрагменты конструкций старой колокольни, позволяющие судить о ее изначальном облике. В уровне 2-го этажа просматриваются стволы полуколонн. Точную датировку этих конструкций позволит установить анализ кирпичей.
Фото Интернет-ресурса «Храмы России»: Temples.ru. 27.03.2010 г.
Фото Интернет-ресурса «Касьяновский дом»: http://kasdom.ru/r_kultura/13829/
Междуэтажный карниз имеет незначительный вынос и несложный профиль. Поверхности стен оштукатурены.
Междуэтажный пояс северного фасада. Фото Брянской А.М. 09.09.2019 г.
Междуэтажный пояс южного фасада. Фото Брянской А.М. 09.09.2019 г.
Форма рамочных наличников окон сохранившейся части здания различается по этажам. «Ушастый» тип наличников окон первого этажа восходит к барочным столичным образцам первой половины XVIII века.
Обмеры наличника 1-го этажа Шумова К.Ю. Интернет-ресурс: http://naov.ru/objects/troickaya-cerkov-v-ssuhobuzimskoe.html
Сбитые наличники 1-го этажа южного фасада. Фото Брянской А.М. 09.09.2019 г.
Оконные проемы второго этажа храмовой части и трапезной Сухобузимской Троицкой церкви декорированы изящными наличниками «рокайльного» типа. В отличие от своих енисейских прототипов эти наличники выполнены не кирпичными профилированными валиками, а слегка выступающей из стены плоскостью с прихотливо изогнутым абрисом, в рисунке которого угадываются мотивы обрамлений енисейских церквей: Преображенской (1747-1804 гг.) и Успенской (1793-1818 гг.).
Обмеры наличника 1-го этажа Шумова К.Ю. Интернет-ресурс: http://naov.ru/objects/troickaya-cerkov-v-ssuhobuzimskoe.html
Наличники 2-го этажа южного фасада. Фото Брянской А.М. 09.09.2019 г.
Отличие Троицкой церкви в том, что контур ее наличника замкнут, и стена в контурах наличника полностью выступает из общей плоскости стены. В других аналогичных церквях выступает только сам контур.
РГИА Ф. 799, Оп. 33, Д. 480 Страховые документы на церковное имущество по Енисейской епархии, Л. 77.
Данные о первоначальном облике храмового завершения дает приведенное ранее описание церкви и чертеж, выполненные с целью страхования церковного здания в 1916 году. На нем можно увидеть и первоначальную колокольню, и пристройку 1891-1892 годов. В описании указано: «…высота до верха карниза 6 ½ саж.; на церкви имеется одна большая главка и одна малая (над алтарем); больших окон 32 шт., малых (на главке) 8 шт… Колокольня в 1 ярус, общею высотою до верха карниза 9 саж.». [73]
Троицкая церковь имела высокий двухэтажный храмовый четверик с двумя ярусами окон во втором этаже. Композиция завершения храмовой части одноглавая. Фигурные полуглавия, поднимающиеся над фасадами четверика, прорезаны круглыми люкарнами. Их форма восходила к енисейским образцам. Крупный восьмигранный световой барабан, приподнятый на трибуне, нес небольшую по размерам главку. Композиция колокольни традиционна: восьмигранный ярус звона был водружен на четверик, и перекрывался восьмигранным сводом, на который был установлен восьмигранный глухой барабан с маленькой главкой. [38]
Ребра восьмерика колокольни подчеркнуты лопатками, между третим и четвертым ярусами – межэтажный профилированный карниз, в уровне карниза лопатки раскрепованы. Третий ярус декорирован округлыми филенками, в уровне четвертого яруса над проемами колокольни –прямоугольные филенки.
Фрагмент фото 1930-х годов. МБУ «Сухобузимский районный краеведческий музей».
Макет Сухобузимской Троицкой церкви. МБУ «Сухобузимский районный краеведческий музей». В связи с дефектом фотоизображения на макете церкви колокольня показана не верно — в уровне 3 этажа вместо четверика должен быть восьмерик, трибуна под барабаном храмовой части была восьмигранной.
Подглавные барабаны храма и колокольни имели типичную для построек «енисейского круга» пластичную форму, созданную устройством на их ребрах вертикальных волют с сильно выступающим низом и едва намеченным верхом. Эта эффектная форма барабанов, перекочевавшая в енисейскую зодческую практику из Тобольска, восходит к образцам барочной столичной архитектуры, произведениям Д.В. Ухтомского и его учеников. [38]
По данным страховой ведомости 1916 года, «Троицкая церковь… покрыта железом, окрашена зеленой краской французской медянки». [73]
Свежие комментарии