«Дом жилой», 1951 г., входящий в состав объекта культурного наследия
регионального значения «Ансамбль застройки центра», 1940–1960 гг.
Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой»,
1951 г., входящий в состав объекта культурного наследия
регионального значения «Ансамбль застройки центра», 1940–1960 гг., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Норильск,
Ленинский пр., 3
Вид объекта | Памятник |
Общая видовая принадлежность объекта | Памятник градостроительства и архитектуры |
Категория историко-культурного значения объекта | Регионального значения |
Реестровый номер | 241610541770035 |
Местонахождение | Красноярский край, г. Норильск, Ленинский пр., 3 |
Границы территории | Утверждены приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 21.11.2016 № 734 «Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия» |
Принят на государственную охрану | Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 № 345 «О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры». Приказ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 05.09.2016 № 560 «Об определении состава объекта культурного наследия, включенного в реестр» |
Предмет охраны | Утвержден приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 22.11.2017 № 835 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия» |
Описание, исторические сведения | Ленинский проспект – центральная улица г. Норильска, он проходит от Октябрьской площади до площади Металлургов. В 1950-х гг. отрезок между Октябрьской и Гвардейской площадями (около 370 метров) назывался улицей Орджоникидзе, а следующий за Гвардейской площадью - Сталинским проспектом. В 1961 г., по решению горисполкома, эти части объединили в Ленинский проспект. Возникновение города Норильска связано с открытием богатых месторождений никеля и меди. Геологоразведка территории началась в 1919 г., а в 1935 г. было принято решение о строительстве Норильского комбината, и в том же году был основан рабочий поселок Норильск. В 1940 г. был разработан и представлен на утверждение технический проект Норильского медно-никелевого комбината. Один из разделов проекта отвели городу Норильску, планировку которого разработали в стадии проектного задания. Строительство первой очереди определялось в 32 тыс. человек, что соответствовало общему числу трудящихся. Первый генеральный план города и планировка первой очереди были утверждены Главным управлением лагерей горно-металлургической промышленности (ГУЛГМП) 15 апреля 1941 г.2 Выбор места строительства и принципы планировки были осуществлены архитектором В.С. Непокойчицким. С началом Великой Отечественной войны планомерное проектирование города было приостановлено. Однако уже в 1942 г. начинается разработка проекта застройки внеочередной части города из 10 кварталов. Над проектом работала бригада архитекторов проектного отдела (архитектурного сектора) Управления проектирования Норильского комбината НКВД СССР (Г. А. Ломагин, А. Е.Шаройко, В.С. Непокойчицкий, М.Д. Мазманян, при участии Ф.М. Страшинского, Л.В. Миненко4, Ф.М. Усова, Г.Б. Кочара). К лету 1943 г. проект был полностью закончен и после одобрения начальника комбината А.П. Завенягина представлен в ГУЛГМП. В.С. Непокойчицким была инициирована экспертная оценка Академии архитектуры. Заседание комиссии Академии архитектуры СССР состоялось 8 июля 1943 г. В составе комиссии были академик архитектуры А.Г. Мордвинов, академик архитектуры А.В. Щусев, архитекторы В.В. Семёнов-Прозоровский и М.И. Ильина, академики Н.Я. Колли и М.Я. Гинзбург. Присутствовали профессора архитектуры, члены-корреспонденты академии архитектуры А.В. и Г.Ф. Кузнецовы. Председательствовал академик архитектуры К.С. Алабян. Генеральный план города Норильска представляли начальник проектного отдела А.Е. Шаройко и архитектор В.С. Непокойчицкий. Ведущее композиционное значение в структуре Норильска было отдано организующей оси города - главному проспекту. Для достижения высокого архитектурного качества протяженной главной магистрали города авторами проекта был принят принцип ее ритмического членения-акцентирования крупными пространственными «паузами» в виде площадей. Так главная улица связала систему последовательно разворачивающихся площадей - архитектурных ансамблей, включающих общественные, административные и жилые здания. Комиссия отметила добросовестность и высокий архитектурный уровень проектов Норильска и постановила считать правильным для Заполярья прием застройки в 3-4 этажа. В июле 1945 г. в Москве состоялось Всероссийское совещание главных архитекторов городов РСФСР. После войны многие города отстраивались практически заново, и этот процесс надо было регламентировать. Была полностью пересмотрена концепция жилищного строительства, приведшая в 1930-е гг. к беспорядочной застройке. Главной задачей строителей теперь стало обеспечение городов генпланом и детальным проектом. Отступления от планов не допускались. Вторая задача - наличие ясного композиционного стержня планировки: центральная площадь, главная улица и «вестибюль» города - привокзальная площадь. Жилые дома должны были стать не только комфортабельными и удобными, но и красивыми. Монументальная застройка центров противопоставлялась рядовой, малоэтажной застройке районов. Застройка центра Норильска производилась в строгом соответствии с вышеперечисленными требованиями.Жилой дом по адресу Ленинский пр., 3 был построен в 1951 г., на генплане он значился под строительным номером 49 На проекте, выполненном в марте 1947 г., данные штампа указывают, что здание придумали: начальник отдела Шаройко, начальник сектора Непокойчицкий, руководитель группы Миненко, проектировщики Непокойчицкий, Арнольд, Миненко. Здание красиво архитектурно, функционально и при этом типично для своего времени. Кроме того, его появление сопровождалось первыми архитектурными интригами. Главный архитектор Норильска В.С. Непокойчицкого рассказывал: «По первоначальному проекту перспектива Севастопольской улицы завершалась не 6-этажным объемом дома № 3 (49), а зданием школы № 1 На месте ныне существующего дома №3 проектом предусматривалось размещение двух корпусов небольшой протяженности, разделенных между собой широким разрывом. При дальнейшей разработке проекта мы пришли к заключению, что такая компоновка не может быть признана удачной по многим причинам. Устройство разрыва приводило к неоправданной раздробленности застройки проспекта и повышенной заветренности школьного участка. Парадный въезд на территорию квартала, образующийся при устройстве разрыва наталкивался на крутой откос и шел в никуда, что говорило о ложности этого планировочного приема. По этим причинам решено было слить оба корпуса в единый объем, что устраняло недостатки первоначального проекта. Несмотря на очевидную целесообразность и логику принятого решения, нашлись сторонники первоначального проекта, стремящиеся к тому, чтобы сохранить возможность обозрения здания школы со стороны проспекта и Севастопольской. В то время эта школа была не только первой, но и единственной на территории города. Поэтому не удивительно, что многие норильчане слишком переоценивали значение этого сооружения, принимая второстепенное за главное. Вскоре после того, как развернулось строительство дома № 3 по измененному проекту, разработанному мной, совместно с Миненко, мне пришлось выехать в длительную командировку. Вернувшись в Норильск, я был неприятно удивлен, узнав, что наш проект был произвольно изменен по указанию начальника управления строителства В.И. Полтава, который потребовал, чтобы центральная часть здания была украшена мощной колоннадой. К сожалению, нашелся архитектор, который, действуя по принципу «что изволите», взял на себя исполнение этого социального заказа. Не утруждая себя творческими исканиями, автор «обогатил» архитектуру фасада пышными формами коринфского ордера, взятыми напрокат из справочника Гарнери. В этом проекте всё, начиная от доведенного до абсурда масштаба самих колонн и до выбора объекта их применения было случайной, ничем не оправданной бутафорией, несовместимой с основными принципами построения ансамбля. Несмотря на явную эклектику проекта, заказчик остался вполне им доволен. К моему возвращению из командировки почти весь цокольный этаж был уже возведен. Толщина наружной стены в центре здания была увеличена более, чем вдвое, для поддержания гипертрофированных колонн и других аксессуаров фасада. Ещё несколько дней – и исправление ошибки было бы невозможным. По моему настоянию работы на незадачливом объекте были временно приостановлены. Начальник комбината В.С. Зверев согласился с моей оценкой проекта и предложил предоставить варианты возможных решений, с учётом уже выполненных строительных работ. После долгих споров и рассуждений один из предложенных мной вариантов был принят, а затем и осуществлен строительством. От отклоненного проекта сохранились лишь два уступа в кладке цокольного этажа, образующие переход к вышележащей стене, освобожденной от излишней бутафории». В.С. Непокойчицкий подчеркивал взаимосвязь архитектурных решений разных зданий исторического центра и целостность всего городского ансамбля: «При беглом взгляде на фасады боковых крыльев домов № 3 и № 5 по Ленинскому проспекту может показаться, что в них нет ничего общего. При более внимательном сравнении становится очевидным, что цокольные этажи этих зданий решены в одних и тех же формах, венчающие карнизы находятся на одних и тех же абсолютных отметках и имеют почти одинаковый абрис. Оконные проемы имеют одинаковые размеры и одинаковый профиль подоконных тяг. Сопоставление большого ордера, ритмически повторяющегося на боковом фасаде и в торце дома № 5 с элементами метрического ряда центра дома № 3, показывает их несомненное родство, несмотря на различные трактовки». С 1950-х гг. в доме работало ателье № 5 Горбыткомбината, с 1965 г. оно получило название «Норильчанка». Помимо индивидуального пошива одежды здесь можно было переделать и отремонтировать все что угодно. В норильских ателье не просто шили. Так, в план улучшения культуры обслуживания населения в 1964 г. входило проведение конференций с заказчиками, показ моделей одежды в приемных залах ателье, и сами эти залы сделать красивыми и уютными. Работники ателье оформляли стенды и альбомы с направлениями моды сезона и даже выступали на телевидении, радио и в газете «Заполярная правда», а также выезжая на предприятия города с лекциями на тему «Как красиво одеваться» и «О вкусах не спорят». 15 декабря 2000 г. на здании по адресу Ленинский проспект, д. 3 была открыта мемориальная доска «Первым строителям Норильска- узникам Норильлага» работы Вячеслава Меликова. Надпись на ней гласит: «Рядовые трудовых колонн. Вас хранит до будущих времен мерзлота – свидетель обвиненья. Мерзлота не ведает забвенья. К. Маликов». 19 апреля 2002 г. на доме открыта мемориальная доска Л.И. Данилову работы Вячеслава Меликова и Александра Слесарева с надписью: «Данилов Леонид Иванович. Главный механик Норильского комбината, талантливый инженер-изобретатель, Заслуженный машиностроитель РСФСР, Почетный гражданин Норильска. Жил в этом доме с 1977 по 1994 гг.». Здание является ярким образцом советской архитектуры середины ХХ века в формах советской неоклассики. Важный элемент застройки исторического центра города Норильска. ![]() ![]() |
Зоны охраны объекта культурного наследия | Утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 18.07.2017 № 406-п (от 06.02.2024 № 73-п) «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в г. Норильске, режимов использования земель и требований к |
Свежие комментарии